Наркополитика – это стратегия государства, влияющая на уровень потребления наркотиков в обществе для сокращения числа наркопотребителей и уменьшения наркопреступности.
История противодействия наркотизму знает несколько основных стратегий (моделей) социального контроля за наркоситуацией: репрессивная или запретительная политика; либеральная или незапретительно поощрительная политика; рестриктивная или запретительно ограничительная политика.
Целью репрессивной стратегии антинаркотической политики является формирование активной гражданской позиции неприятия наркотиков и наркобизнеса для максимально полного искоренения этого негативного социального явления.
В соответствии с этим идеология репрессивной стратегии заключается в следующем:
– наркозависимый представляет социальную опасность;
– наркомания неизлечима и применение медицинских мер недостаточно;
– необходимы жесткие меры социального контроля за оборотом наркотиков (и легальным, и нелегальным).
Обычно на государственном уровне жесткие репрессивные меры по контролю за наркоситуацией принимались в случаях, когда потребление наркотиков принимало для страны социально опасные масштабы и выходило из под контроля.
В Японии после окончания Второй мировой войны наблюдалась эпидемия амфетаминовой наркомании. Она возникла в результате утечки запасов амфетамина с японских военных складов. Эпидемия достигла кульминации в 1954 г., когда, по расчетам специалистов, около 2 из 100 млн жителей Японии злоупотребляли таблетками амфетамина и метамфетамина и еще более полумиллиона человек вводили себе амфетамин внутривенно. Это вынудило правительство страны предпринять ряд жестких мер, направленных на сокращение распространения наркомании среди населения. В 1954 г. было введено наказание от трех до шести месяцев лишения свободы за хранение наркотиков для личного потребления, от года до трех лет за продажу наркотиков, и до пяти лет за нелегальное производство наркотиков. Одновременно было введено принудительное лечение наркозависимых.
В результате этих мер в Японии произошло снижение численности потребителей амфетамина с 550 тыс. в 1954 г. до 32 тыс. в 1956 г. и до 271 человек в 1959 г. По расчетам японских специалистов, предпринятые меры коснулись лишь 5 15% от всех наркопотребителей, остальные прекратили злоупотребление амфетамином, опасаясь неотвратимости наказания за незаконное употребление наркотиков.
Аналогичную технологию антинаркотической политики предприняли и в Китае, где к началу 1950 гг. насчитывалось 20 миллионов активных потребителей опия, что составляло 5% населения страны и 27% взрослого мужского населения. Этот ошеломляющий уровень массовой зависимости был самым высоким в мировой истории. После образования Китайской Народной Республики в период с 1951 по 1953 г. был предпринят целый ряд репрессивных мер, по которым те, кто выращивал, производил или продавал опиум, подвергались наказанию в виде принудительного труда, казни, принудительного лечения потребителей опиума (заключавшегося, в значительной степени, в принудительном отказе от наркотиков) при одновременном жестком контроле за выращиванием, производством и использованием лекарственного опиума с тем, чтобы он использовался для медицинских целей.
Исторический опыт антиопиумных войн помог Китаю сформировать адекватную наркоагрессии политику. Строгое наказание преступлений на почве наркотиков вплоть до смертной казни – такова явная особенность китайского уголовного законодательства.
В Уголовном кодексе КНР квалифицированы все составы преступлений на почве наркотиков и определены 12 видов преступлений. Кодексом предусмотрено привлечение к уголовной ответственности любого, уличенного в контрабанде, сбыте, перевозке и производстве наркотиков, независимо от количества наркотиков. УК КНР предусмотрено применение к лицам, уличенным в наркобизнесе, экономических санкций, их имущество конфискуется или налагается штраф, то есть они лишаются незаконных доходов от наркобизнеса и экономически становятся неспособными к новым преступлениям. Кодекс предусматривает более тяжкие меры наказания в отношении лиц, которым вменяются использование и подстрекательство несовершеннолетних к занятию контрабандой, сбытом, перевозкой и производством наркотиков, либо которые сбывают несовершеннолетним наркотики, прибегая к уловкам, подстрекательству или обману, а также в отношении рецидивистов наркоманов, вновь вернувшихся к преступному промыслу. Предусмотрена высшая мера наказания для особо опасных наркопреступников. Суровость наказания, его неотвратимость являются показателем непримиримой позиции китайского правительства.
Также законодательство максимально ужесточено в таких странах как Малайзия, Иран и Пакистан.
Либеральная антинаркотическая политика исходит из того, что каждый человек вправе потреблять любые доступные опьяняющие средства, но за последствия этого употребления отвечает сам.
В основе либеральной антинаркотической политики лежат следующие принципы:
– злоупотребляющий наркотиками является жертвой, поэтому не может быть наказан или порицаем;
– злоупотребление наркотиками является самодеструктивным поведением, поэтому касается только самого больного;
– наркотики менее опасны, чем вред, наносимый репрессивной политикой;
– необходимо обеспечить доступность к "чистым" наркотикам для устранения вредных последствий злоупотребления "уличными" наркотиками;
– злоупотребление наркотиками уменьшиться, если будет принято обществом.
Одним из основателей современной либеральной антинаркотической политики и наиболее известным и признанным в международном масштабе современным идеологом либерализма по отношению к наркотикам является американский социолог Альфред Линдесмит (1905 1991). Он считал контроль за наркотиками гораздо более серьезной проблемой по сравнению с самими наркотиками.
Однако идеи либерализма при формировании государственной формы контроля за оборотом наркотиков появились в период с относительно благополучной наркоситуацией. До 1914 г. в США злоупотребление наркотиками не имело социальной значимости и ограничивалось небольшими группами лиц асоциального поведения и богемными салонами. Основным одурманивающим веществом для американцев в тот период был алкоголь. Именно тогда США могли позволить себе либеральные подходы в отношении наркотиков. Героин, морфин и кокаин продавались в аптеках без рецепта и по доступной цене. В открытых по всей стране наркодиспансерах наркозависимым выдавали необходимую им дозу героина или выписывали соответствующий рецепт. Однако, когда в 1912 г. в США началась эпидемия героиновой наркомании, правительство страны было вынуждено перейти к продвижению репрессивных мер в отношении незаконного наркооборота, которые реализовались почти в течение 50 последующих лет. В середине 1960 гг. в результате разрекламированных либеральных взглядов Линдесмита репрессивная американская политика в отношении контроля за наркотиками оказалась в состоянии кризиса. Американские суды стали гораздо мягче относиться к наркоманам правонарушителям. И уже к концу 1960 годов в США наблюдалось увеличение числа опийных наркоманов более чем в десять раз.
В Великобритании в первой половине ХХ века проблема наркоманий также не была актуальна. Отмечались лишь локальные случаи наркопотребления, не выходящие за рамки богемных и асоциальных кругов. Поскольку проблема наркоманий в тот период не достигала масштабов эпидемии, идеи либерализма соответствовали тогдашнему общественному мнению. В 1926 году был принят "Rollestone Act", по которому разрешалось беспрепятственно приобретать в аптеках, правда по рецепту врача, но по достаточно низким ценам наркотики, включая героин и кокаин.
"Rollestone Act" с его либеральными установками оставался основным документом в регулировании наркооборота Великобритании вплоть до 1946 г., когда волна героиновой наркомании докатилась до берегов страны.
Аналогичные последствия в результате применения либеральных подходов к наркополитике отмечались и в других странах. В Швеции на фоне подъема ультралиберальной волны в 1965 1967 гг. хранение наркотиков и их потребление стало рассматриваться не как преступление, а как проступок. Ограниченному кругу врачей было разрешено назначать препараты, содержащие наркотики (опиаты и психостимуляторы для самостоятельных инъекций), для "поддерживающей терапии". Было введено понятие "допустимых" доз наркотиков, которые выводились за пределы правового регулирования. В 1965 г. вне любой ответственности было 1 2 г гашиша, несколько пакетиков амфетамина с дозами до 0,2 г. В последующие годы допустимая граница наркотиков отодвигалась в сторону увеличения разрешенных доз до пяти, десяти, пятнадцати, а с 1979 г. – до 25 г гашиша и 50 пакетиков с психостимуляторами.
В настоящее время либеральная антинаркотическая политика проводится в Голландии, Швейцарии, Австралии и ряде штатов США.
Голландия, применяя достаточно серьезные карательные санкции в отношении производителей экстази и амфетаминов, проводит одну из самых либеральных политик в отношении оборота каннабиноидов. Только в Амстердаме открыто от 300 до 350 кофеен для продажи препаратов конопли. Разрекламированная по всему миру, эта политика привела к развитию так называемого "наркотуризма", когда Голландия стала своеобразной "меккой" для наркопотребителей всего мира. В связи с такой ситуацией и под давлением других стран Голландия была вынуждена предпринять определенные ограничительные санкции в отношении продажи каннабиноидов. В 1995 г. было принято решение о снижении количества конопли, отпускаемой в кофейнях в одни руки: с 30 до 5 г.
После того, как в результате широко разрекламированной либеральной антинаркотической политики Альфреда Линдесмита в США, Великобритании и Швеции наблюдалось значительное увеличение роста распространения наркомании, во многих странах произошел поворот к более радикальным мерам социального контроля за наркотиками с продвижением рестриктивной, или запретительно ограничительной, антинаркотической политики. Она опирается на следующие принципы:
- злоупотребляющие наркотиками лица представляют социальную опасность;
- к ним должны применяться соразмерные меры административного и уголовного принуждения;
- применения только административных мер недостаточно, поэтому должна быть обеспечена высокая доступность всех видов медико социальной помощи проблемным лицам.
В последние годы именно рестриктивная антинаркотическая политика стала применяться в большинстве стран мира, в том числе в большинстве стран Западной Европы и в США. Это связано с тем, что практически все страны присоединились к Единой конвенции о наркотических средствах (Нью Йорк, 30 марта 1961 г.), которая регулирует оборот опиатов, кокаина и каннабиноидов. Многие страны мира присоединились также к Конвенции о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.), которая касается оборота психостимуляторов и некоторых видов психотропных веществ. Принятые международные конвенции по обороту наркотиков отражают продолжительный опыт многих стран мира в их более или менее успешных попытках контроля за наркоситуацией.
Современная запретительно органичительная система контроля за оборотом наркотиков, наряду с внедрением программ снижения вреда, в том числе организации заместительной терапии, предусматривает принудительное или альтернативное лечение больных наркоманией, строгие меры административного и уголовного преследования в отношении наркоправонарушителей. Так, например, уголовное законодательство за наркоторговлю в крупных размерах предусматривает в Италии наказание до 23 лет лишения свободы (с 1988 г.), в Великобритании – от 14 лет до пожизненного заключения, в США – не менее 20 лет лишения свободы (ужесточили с 1986 г.).
В США уже более 30 лет функционируют наркосуды, организовано недобровольное (альтернативное) лечение правонарушителей от наркомании, действует практически по всем штатам обязательное периодическое тестирование учащихся на предмет употребления ими наркотиков, законодательно установлен повсеместный запрет на курение в общественных местах с применением экономических санкций в отношении курильщиков.
Шведская модель контроля за оборотом наркотиков, реализуемая в стране с 1978 г., подразумевает высокую доступность социальной и медицинской помощи проблемным лицам при одновременном ужесточении наказания за употребление наркотиков и принудительное лечение наркоманов. С 1980 г. была введена новая практика: освобождение от уголовного преследования для каждого наркопотребителя может быть применено только один раз и только при хранении одной дозы наркотика, затем должны наступать определенные юридические и социальные последствия. Эффективность данного подхода самая высокая в сравнении с политикой в других странах мира. На фоне общеевропейской и общемировой тенденции роста всех показателей распространения наркомании, в Швеции в течение последних пяти лет наблюдается сокращение потребления наркотиков.
Мировая статистика
Согласно докладу Международного комитета ООН по контролю над наркотиками (МККН), число потребителей наркотиков на всем земном шаре составило в 2009 году, по разным оценкам, от 172 до 250 млн человек.
Наиболее широко потребляемым наркотиком среди молодежи и взрослого населения является каннабис. О его потреблении в течение истекшего года сообщили 3,3 4,4 % мирового населения в возрасте от 15 до 64 лет. На втором месте по степени популярности среди лиц того же возрастного диапазона располагаются стимуляторы амфетаминового ряда, включая "экстази", а за ними следуют кокаин и опиаты.
Как отмечают авторы доклада, показатели, формы и тенденции потребления наркотиков в различных регионах постоянно меняются под влиянием социально экономических факторов и в зависимости от наличия разнообразных наркотиков. В то время как в большинстве регионов наиболее широко потребляемым наркотиком является каннабис, в Восточной и Юго Восточной Азии шире распространено потребление стимуляторов амфетаминового ряда. Самые высокие в мире показатели потребления опиатов отмечаются в государствах, через которые проходят основные маршруты незаконного оборота данных наркотиков из Афганистана. Страны Центральной Азии относятся к числу стран, в которых наиболее стремительно произрастают показатели потребления наркотиков путем инъекций и ВИЧ инфицирования.
Наиболее высокие показатели потребления наркотиков отмечаются в Северной Америке, Океании и Западной Европе, в последние годы страны данных регионов и субрегионов сообщают о стабилизации или снижении уровня потребления наркотиков, тогда как в государствах Восточной Европы и Южной Америки, а также в среднеазиатских государствах отмечаются признаки роста.