Рейтинг@Mail.ru
Сергей Иванов в Сингапуре цитировал Конфуция - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Иванов в Сингапуре цитировал Конфуция

Читать ria.ru в
Дзен
Америка не уйдет из Азии и не станет изоляционистской державой; не надо ставить страны этого региона перед выбором - или Америка, или Китай; всем в Азии надо уважать интересы партнера и учиться друг у друга...

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Америка не уйдет из Азии и не станет изоляционистской державой; не надо ставить страны этого региона перед выбором - или Америка, или Китай; всем в Азии надо уважать интересы партнера и учиться друг у друга - такие мысли, как теннисные мячики, летали от одного к другому участнику диалога по безопасности, известного под именем "Шангри-Ла". Имеется в виду не загадочная и недоступная страна в горах то ли Тибета, то ли Алтая, а нечто куда более гостеприимное - одноименный отель в самой живописной (и дорогостоящей) части Сингапура.

Конференция министров обороны, прежде всего стран Азии, но не только их, проходила там на этих выходных уже десятый раз. И с каждым годом яснее, что "Шангри-Ла", "азиатский Мюнхен", растет в международном весе и когда-нибудь затмит Мюнхен настоящий (аналогичную ежегодную конференцию по безопасности, в основном, Европы, которая проходит в феврале).

Хотя бы потому, что безопасность Азии для будущего мира - более серьезный вопрос, чем даже безопасность Ближнего Востока. О чем фактически сказал герой дня сингапурской конференции - министр обороны США Роберт Гейтс. Представлявший Россию вице-премьер Сергей Иванов говорил о доверии.

Гейтс уходит, но Америка не прощается

Уходящий в отставку Гейтс в последний раз посетил "Шангри-Ла" в качестве министра, и премьер-министр Малайзии Мохаммед Наджиб, открывавший конференцию, пожелал ему приятной жизни на пенсии. Другое дело, что Гейтса называют хорошим кандидатом в президенты от республиканцев - но зачем загадывать так далеко.

Все в Сингапуре ждали, что скажет Гейтс по теме, которая не только была главной на конференции - она, по сути, главная в международных отношениях на обозримый период: Китай. Точнее, американо-китайское соперничество. Идет оно или нет, будет или не будет. Все прочее на иных континентах может оказаться лишь производным от этого переиздания советско-американского соперничества.

Выступления запоминаются по одной-двум удачным фразам, либо не запоминаются вообще. В случае с американским министром первая из этих фраз прозвучала еще на борту его самолета: "мы не пытаемся сдерживать Китай, он был великой державой тысячи лет и будет ею оставаться". А вторая - что, несмотря на "суровые реальности" типа затянувшихся войн в Ираке и Афганистане (то есть, собственно, предстоящий уход Америки из того региона), Гейтс готов поспорить на сто долларов: в ближайшем десятилетии обязательства США перед регионом только вырастут.

Остается понять, как одна фраза связана с другой. Потому что ясно, что влияние Китая растет. Глобальной державой он станет не скоро, но уж в Азии-то слово Пекина уже лет десять как весит больше, чем слово Вашингтона. А администрация Барака Обамы в своей китайской политике в последние годы шарахалась из одной крайности в другую - от предложения вдвоем править миром до жесткой конфронтации и приглашения всем, кто имеет с Пекином проблемы (допустим, в Южно-Китайском море), прислониться к Америке.

Китай предлагает лучше понимать друг друга

Министр обороны Китая Лян Гуанлэ, конечно, тоже выступал в Сингапуре, а также встречался там с Гейтсом и другими коллегами. Его ключевые тезисы таковы: понимать стратегические интересы друг друга, не препятствовать им, не приглашать третьи страны в альянсы друг против друга.

Ну, и в этой речи - длинной и богатой фактами - промелькнуло много чего еще, например, констатация факта, что Китай сейчас - первый миротворец планеты, судя по численности его "голубых касок" ООН и числу проводимых ими операций.

Но это частности. Главное в том, что Пекин предлагает строить систему безопасности в Азии на основе договоренностей и взаимопонимания двух первых держав мира.

В этом, кстати, он совпадает с группой из десяти стран (речь об АСЕАН), находящихся в эпицентре Тихоокеанского региона. Суть их политики: не допускать никакой конфронтации двух держав, и особенно - не растаскивать малые страны Азии в два лагеря, китайский и американский. Именно об этом была ключевая фраза упомянутого уже малайзийца Наджиба: Китай наш партнер, и Америка наш партнер. Наше дело - не принимать чьей-то стороны.

Россия, которая согласна с Малайзией

Понятно, что Россия не ключевой игрок в выстраивающейся системе безопасности Азии, но игрок немаловажный и по-своему загадочный. Это, бесспорно, не противник и не конкурент США, а еще это - страна на самой длинной в мире китайской границе.

На сайте конференции выставлена статья лондонского эксперта по безопасности Оксаны Антоненко, которая довольно ясно и живо описывает вопросы, возникающие по этому поводу к России у стран региона.

Отвечать на них Москва прислала в Сингапур не министра обороны, а вице-премьера Сергея Иванова, человека, давно уже выступающего на эти темы и в Мюнхене, и в Сингапуре. Его достаточно короткая речь в "Шангри-Ла", сознательно или нет, вписалась в идеологию, изложенную премьером Малайзии. Иванов процитировал Конфуция ("дорога к миру лежит через доверие"), описал желаемую Москвой ситуацию в Азии как многосторонний баланс сил, и заявил, что главным мотором этого процесса Россия хотела бы видеть страны АСЕАН. При желании в его речи можно, кроме Конфуция, увидеть прямые ссылки на выступления Наджиба, Ляна - и никаких противоречий с тем, что сказал Гейтс.

И последнее. В конференции участвовали страны, напрямую к Азии не относящиеся. Особый случай - Великобритания. Любопытный читатель, уже воспользовавшийся предложенными ему в этой статье ссылками, мог заметить, что некоторые из них - с сайта Международного института стратегических исследований (Лондон), который, собственно, и учредил "Диалог Шангри-Ла" десять лет назад.

Это наводит на мысли о том, каким именно образом Англия может участвовать в делах Азии, географически к ней не принадлежа. Атлантизм (то есть союз с США) помог стране выжить в двух мировых войнах (и потерять империю вместе со статусом первой сверхдержавы), но новые реалии мира могут усовершенствовать эту несущую конструкцию британской внешней политики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала