МОСКВА, 5 июн - РИА Новости. Директор и художественный руководитель Большого московского цирка, Народный артист России Леонид Костюк, отмечающий в воскресенье 70-летие, главными творческими достижениями считает главный приз самого престижного в мире циркового фестиваля в Монте-Карло, удачный режиссерский дебют в главном цирке России и создание первой постоянной цирковой труппы.
Костюк в интервью РИА Новости признался, что отмечать юбилей, несмотря на отличное самочувствие и настроение, будет скромно.
"Все-таки это уже не та дата, которую хочется с помпой праздновать. На манеже никакого действа не будет, соберу друзей, родственников, посижу с ними", - рассказал он.
Леонид Леонидович проработал в цирке 50 лет, в Большом московском цирке - 27 лет.
"Я - второе поколение цирковой династии. Если бы мой папа был жив, то в этом году мы бы отмечали его 100-летие. Он был известным артистом, потом преподавал в цирковом училище. Моя дочь Даша, артистка и режиссер, - уже третий представитель нашей семейной профессии", - отметил Костюк.
Он сказал, что, несмотря на то, что принадлежит к детям, "выросшим в цирковых опилках", выбрал работу на манеже не сразу - сначала хотел стать летчиком, потом токарем, и даже сбежал из дома в Красноярске, чтобы поступить в ремесленное училище. Но у отца закончились гастроли, нужно было уезжать, и его вернули в семью. Пришлось продолжить путешествие с цирком.
"Отец начал готовить меня в артисты с 14 лет, когда понял, что я действительно к этому тяготею. И вообще, у него была теория, что сначала надо дать детскому организму окрепнуть, а потом уж его нагружать, и, наверное, он был прав, потому что по жизни мне приходится выдерживать большие физические и психологические нагрузки", - рассказал Костюк.
Не обошлось в его артистической судьбе и без травм. Самую серьезную - перелом позвоночника - он получил на съемках фильма "Соло для слона с оркестром" чешского режиссера Олдржиха Липского в 1975 году.
"Я услышал хруст позвонков, искры из глаз посыпались, но я доработал трюк до конца, а потом сделал еще и финальный. Весь отпуск чувствовал боли в спине, руки плохо двигались. А во время репетиции стало совсем плохо, тогда уже обратился к врачу. Все удивлялись, как это я с такой травмой умудрился ходить. Сказали, что это из-за сильного мышечного каркаса, он держал позвоночник", - рассказал артист.
Полгода он восстанавливался, а потом начал снова выступать, несмотря на запреты врачей, которые пугали парализацией. Получил звание Народного артиста и взял "золото" в Монте-Карло.
Самыми дорогими сердцу, запомнившимися творческими достижениями он считает очень удачный режиссерский дебют в самом главном тогда российском цирке на Цветном бульваре - программу "Смелые люди, добрые звери" в 1981 году. Также до сих пор ему с волнением вспоминается первая крупная международная победа "Золотой клоун" в 1979 году на самом престижном в мире фестивале циркового искусства в Монте-Карло. Двумя годами раньше - в 1977 году Костюк получил "Золотой лавр" на международном цирковом конкурсе в Германии.
"Мы показали в Монако эквилибр с першами, и это был первый российский номер от начала до конца исполненный без страховки на высоте 10-11 метров. Трюки были сложнейшие, некоторые из них до сих пор так никто и не повторил", - рассказал юбиляр.
И, безусловно, важнейшим своим достижением уже на директорском посту Большого московского цирка он считает создание там первой постоянной цирковой труппы по примеру театральной. Сейчас в ней 860 артистов, работающих весьма успешно, о чем свидетельствуют многочисленные престижные награды на фестивалях, в том числе и международных.
"С постоянной труппой легче создавать новые номера, что мы и делаем. А главное - пытаемся возродить жанры, которые уходят в прошлое. К примеру, жокеи-наездники - это редкость не только в России, но и в мире. Большое внимание уделяем клоунаде -дефицитный жанр. Наши репетиторы сейчас готовят сразу три пары клоунов", - пояснил Костюк.