Рейтинг@Mail.ru
Русская литература вышла из фрака и халата Пушкина - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская литература вышла из фрака и халата Пушкина

© РИА Новости | Перейти в медиабанкРепродукция литографии портрета Александра Пушкина
Репродукция литографии портрета Александра Пушкина
Читать ria.ru в
Дзен
Все мы, как известно, вышли из "Шинели" Гоголя. Но сначала Александр Пушкин одолжил нам свой фрак и домашний халат. 6 июня – день рождения гения, чуть захватившего 18 век, царствовавшего в 19 веке и встроившегося в душевное ДНК каждого современного россиянина. Явление под "веселым именем Пушкин" - самое плодородное поле нашей литературы, взрастившее лучшую прозу и поэзию.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА "Новости"

Все мы, как известно, вышли из "Шинели" Гоголя. Но сначала Александр Пушкин одолжил нам свой фрак и домашний халат. 6 июня – день рождения гения, чуть захватившего 18 век, царствовавшего в 19 веке и встроившегося в душевное ДНК каждого современного россиянина. Явление под "веселым именем Пушкин" - самое плодородное поле нашей литературы, взрастившее лучшую прозу и поэзию.

Литературный Леонардо да Винчи

Стихи Лермонтова – эхо молодой души, которая часто впадает в крайности и порой черпает вдохновение в горькой иронии. Стихи Пушкина написаны и для стариков, и для младенцев, и для людей средних лет, одурманенных рутиной, бегущих по жизни спринтерами и иногда делающих остановки, чтобы сделать глоток прекрасного и осмысленного бытия. Солнечный, мудрый, мужественный, снисходительный,

Пушкин заслоняет читателя от душевной беды, напоминает о счастье свободы, очищает душу любовью. Впору назвать его творчество арт-терапией для соотечественников.

Пушкин успел побывать и классицистом, и романтиком, и реалистом. Он был литературным Леонардо да Винчи – открыл и освоил целый космос в литературе и большую галактику под названием "русская душа и русский бунт" в истории. Он оказался Кириллом и Мефодием в одном лице – дал России новый язык и словесность. Пушкинский язык был одновременно и литературным, и живым, разговорным. Светские салоны благодаря ему постепенно перестали говорить на французском, перешли на русский.

Русские писатели и поэты прочли Пушкина, как Священное Писание, как первоисточник, в котором драгоценны и отдельные строки, и весь текст. Частичка Пушкина прижилась в каждом литераторе. Бросив в литературную землю зерна, Пушкин взрастил великие хлеба – Толстого, Тютчева, Достоевского, Чехова, Блока, Булгакова, Ахматову, Мандельштама.

Писатели делят пушкинское наследство

Сюжет "Ревизора" достался Гоголю в наследство от Пушкина – это он придумал уморительную историю самообмана чиновников.

Герои Достоевского испытывали друг друга, как герои пушкинских "Повестей Белкина". Евгений из "Медного всадника" - "безумец бедный" - предок братьев Карамазовых, которых мучит вопрос, принимать мир или не принимать. Раскольников – потомок Сальери из "Маленьких трагедий", размышляющий над несправедливостью бытия, но переживающий не только за себя, но и за человечество. А еще в Раскольникове проступают "гены" Германа из "Пиковой дамы" - оба персонажа хотят преодолеть свою судьбу "маленьких людей", возвыситься.

Чехов унаследовал пушкинскую интонацию спокойного мужества, ровный тон драматизма. "Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни", -- излагал Чехов свою концепцию драмы. В "Евгении Онегине" герои танцевали, пили брусничную воду, ели именинные пироги, а в этом время рушилась их судьба. Толстовская Анна Каренина – "младшая родственница"Татьяны Лариной, которая, насмотревшись, как "тетушка" живет с немолодым генералом, решила не кривить душой.

Пушкин в "Капитанской дочке" вплотную подошел к семейному роману и исследовал душу русского народа. Толстой отчасти воплотил его замыслы, написал семейные романы – "Война и мир" и "Анна Каренина", в которых была сильна и "мысль народная".
Булгаков развил пушкинскую тему русского бунта -- эпиграф из "Капитанской дочки" о буране предваряет "Белую гвардию", роман о хаосе, выжить в котором помогают семья, дом и честь. Все три понятия – наиважнейшие для позднего Пушкина, отстаивавшего свою семейную "крепость".

Тютчев лелеял пушкинские всходы философии, прислушивался к шуму пушкинских дубрав, воды, ветра. Некрасов говорил на народномязыке "Сказки о попе и его работнике Балде". Фет дышал пушкинской любовью.
Блок, чуть отдалив от себя настойчивое видение Прекрасной Дамы (а в этой мании чувствовалось пушкинское "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад"), услышал голос улицы, крики и песни толпы. Такова поэма "Двенадцать", в которую перешли стилевые приемы пушкинской драмы "Борис Годунов".

Андрей Белый получил в наследство от Пушкина парадный Петербург, а гротескную и жуткую северную столицу он увидел в волшебном зеркале Гоголя. Осип Мандельштам обжил "домашний" Петербург Пушкина.

Анна Ахматова говорила в стихах по-пушкински просто и искренне. А Царское Село – особый сюжет в ее жизни. Николай Гумилев в своих экзотических стихах "цитировал" интонацию пушкинских сказок. Боль души Пушкина заговорила в стихах Цветаевой с ее кредо "за всех противу всех". Ощущение живого жизненного потока бурлило сначала у Пушкина, а спустя сто лет у Пастернака. Маяковскому была близка пушкинская смелость, отсутствие боязни быть осмеянным. Поздний Есенин с его сожалениями - "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" - напоминает позднего Пушкина, опечаленного ходом времени. Но Пушкин принял законы природы и времени, а Есенин не смог смириться.

Музыка Пушкина

Чайковский в опере "Евгений Онегин" переложил на музыку звуки и голоса русской усадьбы, шум и танцы Петербурга и "ярмарки невест" Москвы. Мусоргский претворил в музыку живые разговоры "Бориса Годунова". Римский-Корсаков в "Сказке о золотом петушке" подчеркнул в музыке напевность пушкинского слога.

Наследство Пушкина люди искусства разобрали по кусочкам. Но они не смогли наследовать его уникальный дар – ясность и гармонию, когда ум, сердце и их посредница совесть находятся в ладу, живут мирно. Столь гармоничные гении рождаются раз в несколько столетий, и помнят их не только потому, что они удивили человечество своими открытиями, но и потому, что они предъявили миру эталон человечности, образец великой души. Гения, возвысившегося лишь в искусстве, помнят не все. Гения, возвысившегося еще и в человечности, никогда не забудут.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала