МОСКВА, 3 июн - РИА Новости. Попытки Запада организовать и поднять в Ливии внутреннюю оппозицию против Муамара Каддафи провалились, считает советник ректора Дипломатической академии МИД РФ, бывший посол в этой североафриканской стране Олег Пересыпкин.
"В Ливии никогда не было системной оппозиции, и попытка НАТО поднять внутри страны оппозиционные Каддафи силы закончилась неудачей", - сказал он в ходе "круглого стола" по ситуации на Ближнем Востоке, состоявшегося в пятницу в РИА Новости.
В середине февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками. СБ ООН 17 марта принял резолюцию, предусматривающую введение бесполетной зоны над Ливией и открывающую возможность иностранного военного вмешательства в ситуацию в этой североафриканской стране. Операция началась 19 марта, позднее командование операцией под названием "Объединенный защитник" перешло к НАТО, которая 1 июня продлила ее на 90 дней - до сентября.
По мнению Пересыпкина, Каддафи, выстоял при всех нанесенных западной коалиции ударах по правительственным войскам. "В НАТО это поняли, и поэтому были вынуждены обратиться к России за поддержкой в посредничестве между конфликтующими в Ливии сторонами", - добавил эксперт.
Во время проведения саммита G8 во Франции 27 мая стало известно, что президент РФ Дмитрий Медведев намерен отправить в город Бенгази, где базируется ливийская оппозиция, своего спецпредставителя по сотрудничеству со странами Африки, председателя комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова.
Как считает советник ректора Дипакадемии, ливийские оппозиционеры чувствуют себя гораздо слабее, чем режим Каддафи, так как при фактическом согласии на переговоры ливийского лидера Национальный переходный совет - высший орган оппозиции - отказывается от диалога с представителями Триполи.
"У оппозиции нет никакой политической программы, они не имеют представления, что будут делать после возможного ухода от власти в стране Каддафи, и перегрызутся между собой, не имея общего врага в его лице", - отметил Персыпкин.
В городе Бенгази на востоке Ливии повстанцы 27 февраля сформировали Переходный национальный совет, который объявили единственным легитимным органом власти в стране. В состав ПНС вошли около 30 представителей ливийской оппозиции из разных районов востока Ливии - как военных, так и гражданских лиц.
Бывший посол отметил, что при любых изменениях ситуации в Ливии, "с Каддафи или без него", "экономические интересы России все же будут подорваны". Однако более существенными для России Пересыпкин считает "имиджевые потери России", связанные с кризисом вокруг Джамахирии. По его мнению, "Каддафи еще рановато скидывать со счетов, Россия могла бы с ним еще поработать".
Но среди всех арабских государств наиболее сложно, как считает Пересыпкин, обстановка складывается в Йемене. "Противостояние в Йемене может оказать самое негативное влияние и на страны Восточной Африки, и на Саудовскую Аравию". "И здесь, - отметил эксперт, - имея четыре действующих межгосударственных договора с Йеменом, у России есть полное моральное и юридическое право воздействовать на ситуацию в стране".
Антиправительственные выступления с требованием демократических преобразований продолжаются в Йемене с начала февраля. Силовики применяли оружие для разгона антиправительственных акций. По данным западных СМИ, за время народных волнений в стране погибли несколько сотен человек.
По мнению генерального директора российского Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, нынешние события на Ближнем Востоке - "звенья одной цепи, ведущей к решению Западом иранского вопроса". Сафаров считает, что США и НАТО "отрабатывают и оптимизируют новые механизмы по переформатированию регионов". При современных политических технологиях, отметил он, довольно просто "из протестного электората сделать оппозицию, за чем мы и наблюдаем в последние месяцы и в Ливии, и в Сирии".
В Сирии проходят массовые протесты, которые начались в середине марта в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа, а затем перекинулись на ряд других регионов страны. Сирийские правозащитники сообщают, что в столкновениях с силами безопасности погибли порядка 1 тысячи человек.
Как полагает Сафаров, "в данной ситуации у России есть реальные возможности - и на международной арене, и в рамках двусторонних отношений с государствами региона, - для воздействия на обстановку на Ближнем Востоке, и она должна заявить о своей позиции в полный голос".