МОСКВА, 3 июн - РИА Новости. Россия вправе выйти из договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), если США продолжат развивать свою систему ПРО, сказал РИА Новости в пятницу заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк.
Таким образом эксперт прокомментировал опубликованное в ряде российских СМИ высказывание главы подкомитета по ассигнованиям сената США Патрика Лихи о том, что в договоре СНВ нет положения о выходе из него Москвы в связи с развитием оборонительных вооружений Вашингтона.
"Просто человек не в курсе, если он прочитал документ невнимательно, что Россия может за собой зарезервировать такое право (выйти из договора СНВ-3). Как говорится, имеет право на это", - сказал эксперт.
Кременюк также отметил, что подобные заявления американского сенатора Лихи имеют небольшой вес. "Мы (российская сторона) же не дрогнем и не будем сразу же пугливо бежать от заявления этого сенатора. Сказал и сказал, пусть говорит", - сказал ученый.
В свою очередь, заведующий центром международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Арбатов пояснил РИА Новости, что с юридической точки зрения и Россия, и США вправе выйти из договора, если высшие интересы государства несовместимы с его соблюдением. Об этом гласит специальная статья договора СНВ-3.
"Интерпретация того, что соответствует, а что не соответствует высшим интересам государства, находится на усмотрении того государства, которое решает из договора выходить. Нет никакого арбитража или судьи, который сказал бы: да, ваши доводы обоснованы, или: нет, ваши доводы не обоснованы", - отметил Арбатов.
Эксперт также добавил, что Россия сделала специальное заявление, что может выйти из СНВ-3, если сочтет, что развертывание американской ПРО в Европе угрожает ее безопасности.
По словам Арбатова, американская и российская стороны вполне логично ссылаются в этом вопросе на преамбулу к договору, где специальным абзацем оговорена взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений, но "эти ссылки не имеют никакой юридической силы", поскольку эта фраза в преамбуле намеренно составлена таким образом, что ее можно интерпретировать двояко.
Причина в том, сказал эксперт, что Россия и США расходятся во мнениях о взаимосвязи стратегических наступательных вооружений и ПРО. Москва убеждена, что сокращение стратегических наступательных вооружений предполагает ограничение оборонительных вооружений, а американцы - что по мере сокращения СНВ стороны могут развертывать дополнительные эшелоны ПРО. "Поэтому утверждение американского парламентария (сенатора Лихи) о том, что Россия не имеет права выйти (из договора) - это просто американское понимание сути этой фразы. Мы это понимание не разделяем", - заключил Арбатов.
Новый договор об СНВ, вступивший в силу 5 февраля 2011 года, обязывает Россию и США сократить и ограничить количество развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений согласованными суммарными количествами. Начиная с 6 апреля 2011 года, в РФ и США могут проводиться инспекции по новому соглашению.
В соответствии с документом, стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи, по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.