Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Появление теории "овощного" заговора в Европе - мол, некто наносит удар по испанским или даже всем европейским фермерам, чтобы поддержать своих - это следствие искривленной сельскохозяйственной политики Европы. Но пострадать от этой истории, вне зависимости от того, есть заговор или его в помине не было, могут аграрии всего мира: спрос на свежие овощи упадет.
Был ли заговор?
"Преступный" испанский огурец, хоть и был уже реабилитирован, успел совершить много нехорошего в Европе. Немцы так поспешили с обвинениями именно испанского огурца (совершенно непроверенными и необоснованными, что на аккуратных бюргеров совсем не похоже), что в ответ родились конспирологические теории "огуречного" или, вернее, "овощного" заговора против Иберийского полуострова вообще и его фермеров в частности.
Случаи подобного рода в истории бывали. Несколько лет назад США запретили импорт перуанского винограда, в котором обнаружились следы цианистого калия. Виноградная отрасль Перу оказалась на грани краха. Лишь потом выяснилось, что сделано это все было конкурентами.
Вряд ли дело с огурцами - из того же ряда. В Европе в такие "игры" обычно не играют. Но проблема от этого не становится менее острой.
В ЕС вообще все, что связано с сельским хозяйством, есть одна сплошная головная боль. На Общую сельскохозяйственную политику ЕС тратит больше половины всего бюджета: это дотации фермерам, которые производят слишком много продукции; компенсации разницы рыночных цен и производственных затрат, дотации на удобрения или их неприменение; хранение гор перепроизведенных продуктов и пр.
"Овощной взрыв" стал просто еще одной мигренью, вскрывшимся нарывом хронически больной и искривленной сельскохозяйственной политики ЕС.
Мадрид обещает устроить Брюсселю корриду
Испанцы подсчитали, что с 21-го мая, когда в Нижней Саксонии умерла первая жертва патогенного E-Coli, овощеводы страны все вместе стали терять в неделю по €200 млн. Стране все это может обойтись потерей 70 тыс рабочих мест. При безработице в 21%, продолжающемся экономическом и финансовом кризисе это совсем не мало. Еще до России импорт испанских овощей запретили Дания, Чехия, Люксембург, Венгрия, Швеция и Бельгия. А немецкие санитарные власти посоветовали немцам не есть испанских овощей. Что равносильно все тому же запрету. Испанское сельское хозяйство дает 15% всего ВВП страны и ежегодно генерирует более 300 тыс рабочих мест.
Испанцы производят в год примерно 16 млн тонн овощей и более половины экспортируют в остальные страны Европы. После "огуречной тревоги" объемы продаж упали с обычных 70 тыс тонн до мизерных 2 тыс тонн. В Испании вообще весь экспорт овощей и фруктов оказался в параличе. Понятно, почему горячую иберийскую кровь так возмутили "тевтонские обвинения".
Зам испанского премьера Альфредо Перес Рубалкаба объявил, что Испания всерьез рассматривает вопрос об иске против Германии и требовании возместить все убытки фермерам. ЕС сейчас изучает вопрос о компенсациях испанцам, что, по крайней мере, правительственного иска позволит избежать. Но объединения испанских фермеров уже заявили, что они точно подадут на немцев в суд и добьются компенсаций с помощью или без помощи собственного правительства.
Овощная диета утратила популярность
Хотя испанский огурец реабилитирован, беды испанских фермеров от этого совсем не закончились. И неприятности вообще всех европейских фермеров - тоже.
История уже знает много тому примеров. В Большой Европе каких только войн не бывало на аграрном фронте. И молочные, и говяжьи, и куриные, и сосисочные, и тресковые, и винные, и томатные, и виноградные, и сырные… С США были банановые войны, вдобавок еще не исчерпали своего потенциала схватки по поводу импорта генетически модифицированной продукции из Америки. С Россией Европа тоже схватывалась и по поводу свинины, и по поводу цветов, а теперь вот будет разговор и по поводу овощей. Роспотребнадзор закрыл границы для всех овощей из всех стран Европы, о чем и объявил 2 июня Геннадий Онищенко.
Но вот главное: истории, подобные "испанской огуречной", имеют сильный инерционный эффект: как всегда случается с любыми потребителями в любой части мира, они будут еще некоторое время с опаской обходить и огурцы, и салат, и помидоры, и прочие овощи из Испании. А заодно сократят потребление тех же продуктов другой национальности - на всякий случай. И пока источник заражения не найдут, а его могут не найти вообще никогда, на столе европейцев точно станет поменьше овощей. А у фермеров упадут продажи и прибыли.
Сама бактерия E-Coli - штука довольно распространенная и не опасная. Она почти всегда присутствует в желудочно-кишечном тракте и животных, и человека. Опасен ее патогенный штамм шигатоксин, о котором сейчас и идет речь.
Нынешняя европейская эпидемия - случай не первый, но удивляет ученых масштабами. Раньше такой смертности не было. Самая крупная вспышка до сих пор была зафиксирована в Японии в 1993 году, когда отравились около 12 тыс человек и погибли 12. В 1996 году в Британии было 217 случаев отравлений и 11 смертей. В Канаде в 2000 году умерло семь человек. В США в 1993-м - четверо.
"В истории общественного здравоохранения мы еще не знаем такой обширной вспышки заболевания", утверждает эксперт по пищевым отравлениям из Центра по контролю над заболеваниями США Роберт Токс. Медики говорят, что избежать заражения можно очень просто - надо тщательно мыть овощи и руки. Должно помочь.
Вообще, продовольственные или пищевые паники - явление даже в 21-м веке не такое уж и редкое. Достаточно вспомнить японское землетрясение и атомную аварию на АЭС Фукусима весной этого года. Импорт японской рыбы и другого продовольствия тогда запретили Россия, США, Австралия, Индия, Сингапур, Гонконг, многие другие страны ввели частичный запрет. Почти 10 лет, вплоть до 2006 года, действовал полный запрет на импорт из Британии в остальные страны ЕС и мира английской говядины - после вспышки "бешенства коров". Весь 2004 года ЕС держал запрет на импорт куриного мяса из Таиланда по причине эпидемии "птичьего гриппа". В 2008 году действовал запрет на импорт ирландской свинины, зараженной диоксином. В 2008 году США, ЕС и Россией был введен общий запрет на импорт китайского молока, где был обнаружен меламин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции