Художник-концептуалист Андрей Монастырский, который вместе с группой "Коллективные действия" представляет Россию на Венецианской биеннале современного искусства, рассказал РИА Новости о пустоте, славе и лесных проектах. Беседовала Светлана Янкина.
- Какие у вас ощущения в связи с тем, что вы в этот раз представляете Россию на биеннале?
- Честно говоря - никаких ощущений: просто выставка. Искусство все же не спорт, не соревнование.
- Как бы вы сами охарактеризовали суть проекта "Пустые зоны"?
- Как всегда ускользающее главное, событийное, пространственно-временное, невыразимое знаками.
- Откуда взялось название проекта? Что оно символизирует?
- Это название предложено куратором Борисом Гройсом и, вероятно, символизирует приверженность нашей эстетики буддийской идее пустоты.
- "Пустые зоны" - это в том числе и аранжированная куратором хроника деятельности "КД". Как вы сами находите эту инсталляцию?
- Нахожу ее вполне удачной, адекватно выраженной в форме бюро и архива, со столами и перегородками.
О проекте "Пустые зоны":
Куратор Борис Гройс описывал проект как большую инсталляцию, которая наполовину состоит из документации, а "наполовину - это попытка найти метафору для пространства, поскольку акции Монастырского и "КД", как известно, были связаны с концепцией пустоты". Главным образом речь идет о том, чтобы, в соответствии с нынешними тенденциями, показать искусство "не как производство вещей, а как производство себя".
"В каком-то смысле современная инсталляция нейтральна к тому помещению, в котором она находится: это как бы космический корабль, который сел в этом месте просто потому, что так получилось - мог бы оказаться и в другом", - объясняет Гройс.
- Вы с Гройсом делали ее вместе?
- Мы встречались раза три, а так переписывались по электронной почте и созванивались. Обсуждения, конечно, были, но в интонациях согласия.
- На биеннале вы неминуемо окажетесь в центре внимания. Вас этот факт скорее радует или смущает?
- Для меня незаметный стиль более продуктивен и экзистенциален.
- Как собираетесь проводить время в Венеции?
- Я бывал в Венеции, с удовольствием еще раз посмотрю на ее архитектуру и музеи. Программу биеннале я пока еще не изучил, но хочу посмотреть и современное искусство.
- Если бы вам были предоставлены неограниченные возможности для работы, какой проект вы хотели бы осуществить?
- Один такой проект есть, это лесной объект "Два звонка", в котором есть реминисценция с работой Дюшана Etant donnes, с той разницей, что там зритель сталкивается с визуальным событием, а здесь - с аудиальным.
Андрей Монастырский о проекте "Два звонка":
Архитектурный объект "Два звонка" - почти копия маленькой византийской церкви XIV века, расположенной на Крите. <…>
Когда нажимается правая кнопка, раздается тихий звонок ВНУТРИ здания – знак более углубленного, отдаленного касания "трансцендентного". То есть перспективы "метафизики" всегда внутренние, обращены внутрь. Но и в том, и в другом случае ничего не происходит, кроме звучания звонков. Таким образом вокруг "метафизики" строится исключительно музыкальное, эстетическое событие для анонимного слушателя (случайного прохожего). Остается нетронутым сам объем, "поле" того места, где могут происходить эти "касания".
В "Двух звонках" есть реминисценция с работой Дюшана "Etant donnes", установленной в филадельфийском музее (он работал над ней в течение 20 лет, 1946-1966). Произведение представляет собой деревянные ворота (дверь), в которых проделаны отверстия для двух глаз зрителя, при взгляде через которые обнаруживается диарама с обнаженной женщиной, лежащей на спине. В руках у нее лампа. Она лежит на фоне пейзажа с водопадом. <…>
- Какие у вас следующие выставки?
- Может быть, этим летом в Лондоне, в галерее "Риджина", будет показана инсталляция "Русская опера".