Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости
Было бы большим преувеличением сказать, что ликвидация американским спецназом Усамы бен Ладена 2 мая на территории Пакистана – без уведомления властей этой страны - дорого обошлась США. Не так уж и дорого. Но последствия были. И всплыли они одновременно с молниеносным визитом в Исламабад госсекретаря США Хилари Клинтон в прошедшую пятницу. Суть дела в том, что теперь американцам придется вывести часть своих военнослужащих, работавших до сего дня в Пакистане – и не добровольно, а по просьбе пакистанских «партнеров по борьбе с терроризмом». Что касается общей картины этой самой борьбы, то она выглядит проблематичной: бен Ладен, может быть, и убит, но что будет дальше с опасной зоной на границе Пакистана и Афганистана, совершено не ясно.
Не помогают и мешают
Визит госпожи Клинтон прошел по-военному резко по двум причинам. Первая – это что сразу от трапа самолета она отправилась на встречу с буквально всем руководством страны: президентом Асифом Али Зардари и премьером Юсуфом Гилани, а потом и с командующим армией Ашфаком Кайяни и главой разведки Ахмадом Шуджей Пашой. А вторая причина – что сопровождал госсекретаря глава объединенного комитета начальников штабов адмирал Майкл Маллен (или она сопровождала его). Так что встреча была более чем серьезная. Кстати, первая на таком уровне после успешной акции 2 мая.
Традиции американских СМИ предполагают подавать картину так, будто суровый дядя Сэм (или тетя Хилари) после драматичной паузы решили проявить всепрощающую милость к пакистанскому режиму, у которого несколько лет под забором главной военной академии жил массовый убийца американцев и террорист номер один. В этом Америка похожа на брежневский СССР или на императорский Китай, где иностранные послы якобы выражали вассальную признательность какой-нибудь там королевы Виктории властителю Поднебесной империи. Но реальность, похоже, выглядит по-другому, что хорошо видно, если пользоваться информацией, допустим, газеты «Таймс оф Индиа».
Именно она выносит на первые страницы информацию о высылке американских инструкторов. В американских СМИ найти таковую труднее. Хотя где-то она есть, поскольку представитель Пентагона эти данные подтверждает.
А конкретно, из примерно 200-300 инструкторов пакистанских военных по борьбе с терроризмом останется около 50, причем вылет прочих намечен на «начало июня», то есть, возможно, на следующую неделю. Формулировки акции ясные: нам не нужны тут лишние люди, они создают проблемы вместо того, чтобы помогать. Правда, то было высказывание анонимного пакистанского военного сразу после 2 мая. Сейчас ругаться партнеры перестанут, вот и Хилари Клинтон заявила в Исламабаде, что США признают жертвы, которые несет Пакистан в борьбе с общим врагом. А ее хозяева сообщили, что допустят, наконец, команду из ЦРУ в опечатанный дом бен Ладена для простукивания стен и прочего поиска неожиданностей. Это было нечто вроде подарка госпоже Клинтон, не прошло и месяца после рейда.
Но, возможно, наиболее важной фразой Хилари Клинтон на пресс-конференции была такая: никакое мирное решение в Афганистане не получится, если Пакистан не будет частью процесса. И то, что между партнерами сейчас происходит – это не только урегулирование обид после 2 мая, но и выяснение того, что будет дальше. В том числе после ухода американских военнослужащих – начиная с этого лета – не только из Пакистана, но и из Афганистана.
А пакистанцы останутся
Несмотря на весь драматизм неудачной операции НАТО против Ливии и просьб НАТО к России урегулировать ситуацию, есть международный военно-политический сюжет по важности не хуже ливийского. Речь о переговорах между США и некими представителями движения «Талибан», которые, возможно, сейчас ведутся на территории Германии. Пока широкому кругу не известно ничего, кроме самого факта таких переговоров. И вопросов тут возникает множество.
Например, не сдают ли американцы Афганистан непобежденному противнику – но это недобрая формулировка. Что же касается Пакистана, то он в этой ситуации участвует даже больше, чем США, и фактически остается брошенным на произвол судьбы в случае ухода Америки из региона. Конечно, это пакистанские спецслужбы породили «Талибан» и они же наверняка причастны к укрывательству бен Ладена. Но что касается нынешних гражданских властей страны и ее населения, то им происходящее грозит лишь проблемами.
Не было эксперта, не предсказавшего, что «Аль-Каида» отомстит за гибель лидера. Но пока что единственная территория, где в этом плане что-то произошло, была пакистанской – речь о взрыве самоубийцы в городке Хангу в четверг, накануне приезда госпожи Клинтон. Погибли 35 человек.
Очень сложно сказать, насколько в целом успешна «война дронов», то есть удары с американских беспилотников по «силам талибов» на территории Пакистана. По публикуемой информации, жертв среди гражданского населения ровно столько, сколько среди «талибов». Эти ракеты с неба делают в Пакистане непопулярным не только американцев, а собственные власти. Но американцы уйдут. Власти останутся.
Пакистан, в сотрудничестве с США, действительно борется с террористической угрозой, вот только масштабы участия несопоставимы. По индийским данным, в противостоянии террористам севера страны и юга Афганистана задействовано до 140 тысяч пакистанских вооруженных сил. И только с 2007 года союз с Америкой обошелся стране в 4400 гражданских жизней.
Судя по информации вокруг визита госсекретаря США и ее военного коллеги, Америка сейчас хотела бы от Пакистана мощного наступления на врага – прикрыть отход (и уход) своих солдат из региона. Это означает, что у обоих партнеров серьезная проблема, и их примирение по поводу казни бен Ладена само по себе ее не решит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции