Анна Курская, РИА Новости.
В сравнении с гражданами других стран мира россияне меньше верят в свою способность начать собственный бизнес, показал опрос, проведенный в 24 странах компанией GlobeScan по заказу Всемирной службы Би-би-си, и российские исследователи подтверждают эти выводы.
По данным GlobeScan, 74% респондентов в России с разной степенью уверенности согласны с утверждением: "В этой стране таким людям, как я, трудно начать собственный бизнес". Не согласны с этим всего 16% опрошенных.
Российские эксперты объяснили РИА Новости, что причины этого лежат в слабом развитии условий для предпринимательства, отсутствием "социальных лифтов" и коррупционным давлением на бизнес.
Согласно исследованию GlobeScan, 61% россиян не ощущают уважения к инновациям и предпринимательству. Лишь 26% россиян считают, что в их стране ценят инновации и креативность. Это почти самый низкий показатель в мире.
Жесткие оценки россиян
Почти каждый четвертый (24%) россиянин в декабре 2009 года сообщил, что в принципе хотел бы иметь собственный бизнес, констатирует Фонд "Общественное мнение" (ФОМ). Тем не менее, тех, кто непосредственно планирует в ближайшее время открыть бизнес, значительно меньше, чем тех, кто о нем просто мечтает (всего лишь 8-10%), сообщила РИА Новости директор проектов ФОМ, доктор социологических наук Лариса Паутова.
"Больше всего желающих открыть бизнес среди молодежи от 18 до 25 лет - 54%, среди людей с высшим образованием - 31%. Молодежь до 25 лет чаще других говорит о том, что планирует открыть свое дело не позже, чем через 3 года (16% против 3% в целом среди россиян)", - рассказала исследователь.
По данным ФОМ, отношение россиян к предпринимателям улучшается (62% относятся к ним хорошо), но вот оценки условий для открытия бизнеса жесткие: только 22% россиян полагает, что условия для бизнеса в России благоприятные. Среди москвичей скептиков больше, чем среди россиян в целом (61% против 47%).
"В целом прироста желающих заниматься бизнесом, в том числе среди молодежи, в последние годы мы не наблюдаем, но и снижения нет. Это четко определенная группа людей, которые ценят свободу, а не социальные гарантии, не боятся рисковать, обладают определенными компетенциями, умеют "из одной копейки сделать две" и знают, как заработать. Таких людей не может быть много - максимум 5-10%", - отметила Лариса Паутова.
Еще 10% из ответивших положительно, по данным социологов, находятся под влиянием знакомых или СМИ, но в ближайшее время открывать бизнес не собираются.
"Могут прийти и отобрать бизнес"
Склонность к предпринимательству у россиян ниже, чем в западных странах, в силу того, что эта сфера многие годы была им недоступна, генетику свободы и самореализации подавляли, считает Лариса Паутова. Она отметила влияние на отношение людей негативных образов предпринимательства, тиражируемых СМИ.
Эксперты говорят о том, что отношение у россиян к бизнесу двойственное: с одной стороны они понимают, что "бизнес - это источник благополучия", но, с другой стороны, "это что-то опасное".
"Права трудового работника в новой экономике не защищены, люди это прекрасно понимают. Естественно, это влияет на предпринимательский климат. Люди боятся проявлять инициативу, не видят позитивных примеров. Они смотрят на предпринимателей и говорят: "Я не хочу быть таким", потому что не хотят идентифицировать себя как вора, агрессора", - рассказал РИА Новости кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Иван Климов.
Кроме того, реальные условия для предпринимательства, несмотря на декларируемую властями поддержку, до сих пор оставляют желать лучшего.
"Была надежда на то, что кризис 2009 года каким-то образом подтолкнет людей к открытию собственного дела. Но за 2010 год, например, в Иркутской области число хозяйствующих субъектов сократилось почти на тысячу. Число участников рынка уменьшается. Сегодня мы видим более или менее успешные примеры действующих региональных программ, но в целом условия для развития собственного бизнеса не сформировались", - отметил эксперт.
В обществе сильны представления о том, что предпринимательство связано с теневыми схемами, коррупцией, криминалом, бизнесмены испытывают постоянное давление.
"Какой интерес мне вкладывать жизнь в развитие своего дела, когда меня постоянно душат, могут прийти и отобрать бизнес? Кроме того, я понимаю, что в экономическую элиту не войду", - приводит Климов рассуждения, типичные для россиян, задумывающихся об открытии бизнеса.
У молодых - другие приоритеты
По мнению ученых, нежелание россиян открывать свое дело можно связать с революционной сменой приоритетов у молодежи. Сегодня молодые люди предпочитают ориентироваться на государственную службу, потому что полагают, что значительного преуспеяния можно достигнуть только здесь.
"Меняется система ценностей молодого поколения, которое всегда являлось главным источником инновационной активности. Они переориентируются на "государеву службу". Это означает, что молодые люди не видят возможностей для самостоятельного ведения бизнеса и рассматривают государственную службу как своего рода бизнес или ресурс для ведения бизнеса", - отмечает Иван Климов.
Лариса Паутова согласна с тем, что молодежь воспринимает госслужбу как более надежный источник благополучия и достатка.
"Здесь все прописано, есть гарантии, отсутствует риск или за него полагаются компенсации. Еще пять лет назад мы отметили тренд, что для большей части населения предпочтительным работодателем стали госструктуры, "Газпром", а не бизнес", - отметила социолог.
Существует еще проблема так называемых "социальных лифтов" - возможностей смены социального слоя. Сегодня эти лифты в российском обществе, по мнению экспертов, не работают, закрыты для молодежи.
"Кроме государственной службы, сегодня в нашей стране нет практически ни одной сферы, где можно было бы добиться успеха благодаря своим способностям, где есть примеры удачного построения карьеры, выхода в элитную группу", - подчеркивает Иван Климов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции