На сцене театра "Новая опера" в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес" прошла премьера камерной оперы "Вариации Джакомо" с актрисой Ингеборгой Дапкунайте и голливудской звездой Джоном Малковичем. Спектакль шел в режиме "форс-мажора" из-за очередного исландского вулкана.
Посмотреть фотоленту: Звезды кино и шоу-бизнеса на спектакле с Джоном Малковичем>>
Оркестр едва взмахнул смычками, как в проходе между рядами появился идеолог фестиваля Михаил Куснирович.
- Подождите! – махнул он рукой дирижеру и обратился к залу. – Я не часто появляюсь вот так перед спектаклями "Черешневого леса". Нашему фестивалю уже 11 лет, он вырос и расширил границы. И кто бы мог подумать, что сегодняшней премьере помешает опять проснувшийся в Исландии вулкан, вы все могли сейчас сдавать билеты…
Публика слегка занервничала, но выяснилось, что из-за вулкана из Франкфурта-на-Майне всего-то не вылетел самолет с реквизитом, костюмами и декорациями.
- Но Джон Малкович здесь, и оркестр - молодцы, долетели (оркестр Wiener Akademie под управлением Мартина Хазельбека - ред.) – успокоил Куснирович. – Спектакль состоится, но сегодня вы увидите несколько усеченные "Вариации Джакомо".
Михаил Куснирович так обезоруживающе обаятельно произнес свой монолог, что никто и не подумал забубнить. Исландские вулканы "абвгджз" за прошедший год стали нам практически родными, что поделаешь - стихия!
Опять же, посмотреть на оперно-драматического Малковича пришли люди творческие, с богатым воображением: актрисы Екатерина Гусева, Анна Банщикова, Вера Глаголева, Марина Александрова, певец Филипп Киркоров, актер Михаил Ефремов, адвокат Павел Астахов, журналист Андрей Лошак, медиаменеджер Андрей Васильев, вдова Олега Янковского Людмила Зорина, фигуристы Илья Авербух и Ирина Слуцкая, джазмен Игорь Бутман, актер Евгений Миронов.
Кстати, на пресс-конференции, посвященной спектаклю, на вопрос "Кого бы из русских писателей, режиссеров и актеров вы хотели видеть в зале?" Джон Малкович ответил: "Актера Евгения Миронова, я только его знаю". Миронов мэтра уважил.
В оперной постановке задействованы четыре актера: Джон Малкович (Казанова), Ингеборга Дапкунайте, исполняющая роли всех возлюбленных Казановы, солист Академии молодых певцов Мариинского театра Андрей Бондаренко (вокальные партии Казановы), австрийская певица Софи Клуссман (вокальные партии возлюбленных). Собственные классические костюмы мужчины дополнили париками с буклями, а дамы разнообразили маленькие черные платья белыми пачками-кринолинами. Кровать, пару столиков и кресла заменили пропавшие декорации. По сути, Казанове вполне и одной кровати бы хватило.
По сюжету пожилой Джакомо перед лицом смерти пытается понять, для чего он жил, попутно вспоминая своих возлюбленных. Cпектакль положен на музыку Моцарта из опер "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" и "Так поступают все".
Первое отделение обозревателя Glomu.Ru несколько разочаровало. В частности, от Джона Малковича хотелось большего - кому, как не ему- Вальмону из "Опасных связей" - играть Казанову на пенсии?
- По-моему, он играл сам себя, не сильно напрягаясь, - аккуратно высказал свое мнение обозревателю Филипп Киркоров.
- Я пока не въехал, - на автопилоте поделился впечатлениями Евгений Миронов, но для камер подсобрался. - Они мои друзья, мне интересно, что у них получилось. Не сразу, но, по-моему, актеры что-то уже нащупали, а Малковичу и играть особенно ничего не надо, достаточно его пластики. Он двигается, как животное, которому принадлежит все вокруг. Конечно, эта роль - его.
После первого отделения вип-персоны тихонечко потянулись к выходу. Васильев, Ефремов, Киркоров, Глаголева растворились в зелени сада "Эрмитаж". Из той же зелени вдруг возник режиссер Эмир Кустурица с сопровождающей его дамой и промоутером Синишей Лазаревичем.
- Нет, на спектакль я не пойду, я тут по своим делам, - ответил обозревателю Glomu.Ru Кустурица. Режиссер приехал в столицу на свое личное культурное мероприятие и по дороге из аэропорта в гостиницу заехал в театр, передать букет цветов Малковичу. Вручив букет с запиской для Джона Михаилу Куснировичу, Кустурица не стал дожидаться финального поклона.
Во втором действии Джон Малкович несколько оживился, напомнив о своих демонических киноролях, а к его оперному дублеру Андрею Бондаренко изначально претензий не возникло. Мало того, что вокальные партии Казановы он исполнял в самых неудобоваримых позах, лежа то на полу, то на партнерше, он еще и играл наперегонки со звездами драмы, "а это в опере удается нечасто", призналась Софи Клуссман на пресс-конференции.
Актеров многократно вызывали на "бис", завалив Джона Малковича цветами. Большие букеты и традиционная корзина с черешней от фестиваля искусств достались всем. После спектакля выяснилось, что отсутствие реквизита больше испугало актеров, нежели зрителей. В современном театре так часто обходятся без декораций, да и без костюмов заодно, что никто и не заметил, что Казанова ходит по сцене в том же костюме, что и Малкович на пресс-конференции днем раньше: Джакомо вполне достаточно просто быть Джоном Малковичем…
Анна Горбашова, обозреватель
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции