Марина Селина, РИА Новости.
Зарплаты чиновников федеральных ведомств формально не дотягивают до среднего уровня заплат жителей Москвы, свидетельствуют свежие данные Росстата. Но эксперты указывают на бессмысленность средних показателей и обращают внимание на пропасть между зарплатами рядовых сотрудников и руководителей госорганов. Кроме того, на фоне зарплат остальных жителей России, немосквичей, федеральные чиновники зарабатывают весьма неплохо.
В то время как руководство страны пытается бороться с коррупцией – в том числе и путем декларации доходов чиновников, – есть очевидные проблемы с прозрачностью процесса начисления зарплат служащим ведомств. Непонятно также, решается ли поставленная российским президентом задача сокращения штата чиновников – пока статистика, наоборот, отражает рост их количества.
Опубликованные Росстатом данные по зарплатам и количеству гражданских служащих федеральных органов относятся к I кварталу 2011 года. На конец марта количество гражданских служащих в федеральных государственных органах составило 38,7 тысяч человек. Это составляет 81,4% от общей численности работников этих органов.
По сравнению с I кварталом 2010 года их зарплаты выросли на 1,8%. В среднем федеральный чиновник зарабатывает 45,7 тысяч рублей.
Поскольку речь идет о работниках центральных аппаратов госорганов, то есть чиновниках, работающих на территории Москвы, Росстат сравнивает их зарплаты с зарплатами жителей Москвы, работающих в негосударственных организациях.
В материалах службы говорится, что в I квартале 2011 года в 62 федеральных министерствах, службах, агентствах (87% от их общего числа) уровень среднемесячной зарплаты гражданских служащих был ниже, чем сложившийся в среднем по Москве (49,2 тысяч рублей). Средняя зарплата по России (включая столицу) в марте составляла около 22 тысяч рублей.
Ведомство ведомству рознь
Если смотреть конкретно по ведомствам, то самый высокий уровень оплаты труда зафиксирован в администрации президента – в среднем около 86 тыс рублей, на втором месте Счетная палата – 76,5 тыс рублей, на третьем Управление делами президента – 73,7 тыс рублей, на четвертом – агентство Минобороны по поставкам вооружений, 73 тыс рублей. Лидирующую пятерку замыкает аппарат правительства, чьи служащие в среднем зарабатывают около 68 тыс рублей.
Нижняя планка средней заработной платы в федеральных органах составляет чуть выше 27 тыс рублей в месяц. Среди зарплатных аутсайдеров, например, Федеральное агентство по госрезервам, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство обороны, Федеральное агентство по делам молодежи. Средний заработок в этих органах составляет от 27,1 тыс рублей до 29,6 тыс рублей.
Неравномерным был и рост средних заплат по ведомствам. Самый большой – на 39,8% – зафиксирован в Федеральной службе страхового надзора – 41,3 тыс рублей. В некоторых ведомствах средняя зарплата, наоборот, сократилась.
Увеличить оклад и урезать бонусы
Экс-замминистра труда и занятости населения РФ, доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин считает, что существуют огромные различия между зарплатами рядовых сотрудников и руководителей. По его мнению, средние показатели мало о чем говорят.
"На высшем этаже госслужащих вполне приличный уровень зарплат, даже если сравнивать с окладами европейских и американских чиновников", – сказал Кудюкин РИА Новости. А если брать во внимание зарплаты большинства рядовых чиновников, то они, по мнению эксперта, еще достаточно низкие. "Труд подавляющего большинства работников в России недооценен, чиновники в основной своей массе – не исключение", – считает Павел Кудюкин.
Что касается разброса в размерах зарплат по ведомствам, то, как отмечает, Кудюкин, это загадка. "Чтобы в этом разобраться, необходим подробный анализ документации по ведомствам, который Росстат не дает", – говорит Кудюкин. По его словам, несмотря на то, что чиновников заставили декларировать свои доходы, разобраться в том, из чего они складываются, сложно, если даже на уровне оплаты труда в ведомствах существует такая неразбериха.
Эксперт уверен, что подходы к начислению зарплат чиновников необходимо менять. В первую очередь это касается разницы между фиксированным окладом и различными надбавками в виде доплат, премий и бонусов. "Необходимо увеличивать постоянную часть зарплаты. Такого как в России нет нигде, когда переменная часть оплаты труда существенно выше, чем постоянная", – говорит Кудюкин.
А чиновников все больше
Одна из проблем в работе чиновников – ее качество, указывает эксперт. Чтобы привлечь в госорганы квалифицированных специалистов на разные уровни, необходимы адекватные материальные стимулы. "Надо сокращать разрывы в зарплатах внутри ведомств, подтягивать самых низкооплачиваемых", – считает Павел Кудюкин. Он напоминает, что большой рывок в повышении оплаты труда чиновников был сделан в середине 2000-х, когда Россия уже имела высокие нефтяные доходы.
Но с ростом нефтяных доходов заметно рос и чиновничий аппарат. В 2008 году Росстат опубликовал данные по динамике роста количества чиновников всех уровней за последние десять лет. Так, в 1999 году в России было около 485 тыс федеральных чиновников и примерно 347 тыс региональных. На 1 октября 2008 года их количество составило уже более 846 тыс и 575 тыс соответственно.
Летом 2010 года Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения о сокращении числа чиновников на 20%. Это отчасти могло бы способствовать и решению проблемы низких зарплат в отдельных ведомствах за счет перераспределения средств фондов оплаты труда. Но, как отмечает Павел Кудюкин, пока результатов указа президента не заметно – количество чиновников продолжает расти. Так, по данным Росстата, число гражданских служащих в федеральных органах за четыре месяца увеличилось на 100 человек – с 38 600 до 38 700.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции