Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Девальвация белорусской валюты может привести к увеличению поставок качественной и недорогой молочной продукции в Россию из Белоруссии, полагают эксперты. Отечественные производители молока в этом случае потеряют прибыли или даже понесут убытки. Но без боя они сдаваться не намерены – и в ближайшие дни будут убеждать правительство защитить их интересы.
Одним из следствий 50%-ного падения белорусского рубля становится удешевление экспорта из этой страны. Россию волнует, прежде всего, сельскохозяйственная техника и сельхозпродукция, которые мы закупаем у нашего западного соседа. Главная болевая точка, конечно же, молоко.
На Всероссийском совещании по Таможенному союзу, которое пройдет 26 мая с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова, одной из главных тем обсуждения станет ценообразование на молочные продукты.
Все идет по плану
Дешевое молоко и молочная продукция из Белоруссии – давняя и больная тема, один из камней преткновения между Москвой и Минском. Белоруссия – единственная страна на постсоветском пространстве, которая планомерно наращивает производство молока. За последние пять лет производство здесь выросло на 35%. Сейчас Белоруссия производит 6,6 млн тонн молока в год, к 2015 году, по плану, этот показатель должен вырасти до 10,7 млн тонн. Экспорт молочной продукции приносит стране до 70% валютной выручки. Россия – главный (едва ли не единственный) рынок сбыта для белорусских аграриев. По оценкам Национального союза производителей молока, в Россию в прошлом году поступило около 3,6 млн тонн белорусского молока и молочной продукции. Молочная продукция из Белоруссии в Россию поставляется в основном в приграничные регионы, а также в Москву и Петербург.
Конечно, Минск прилагает немало усилий, чтобы расширить географию экспорта, но особого успеха на этом поприще не достиг. Сферы влияния на мировом рынке поделены, уступать свои позиции никто не намерен, поясняет руководитель аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяна Рыбалова. А прямые и косвенные субсидии и дотации, которые получают европейские фермеры, делают их продукцию более конкурентоспособной не только в сравнении с российской, но и с белорусской.
Связанные одной цепью
Впрочем, и России без импортного, в частности белорусского, молока не обойтись. Животноводы страны способны обеспечить лишь около 80% потребностей страны в молоке и молочных продуктах.
Только весной и летом, в сезон "большого молока", чтобы защитить крестьян, Россия ограничивает молочный импорт.
В отношении европейских экспортеров задействуется механизм таможенных пошлин, а с белорусами согласовывают объемы поставок путем переговоров, ведь внутри таможенного союза пошлин нет. Поэтому уже несколько лет между нашими странами действует соглашение о сезонном приостановлении поставок сухого молока и ограничениях поставок иной молочной продукции. Правда, белорусская сторона эти соглашения исправно нарушает – каждый год сверх квот поставляется 10-15% продукции – что уже приводило к так называемым "молочным войнам".
После девальвации белорусской валюты ситуация рискует обостриться. Белорусским компаниям надо сохранять доходность и обеспечить приток валюты в бюджет. Сделать это можно только путем увеличения экспорта за счет агрессивной ценовой политики, отмечает президент ГК "Русские фермы" Андрей Даниленко. России, в свою очередь, важно не "уронить" свой рынок.
В силу нерыночного ценообразования, продукция белорусских компаний и так была значительно (по ряду позиций до 30%) дешевле, чем у российских конкурентов. Теперь ценовое давление может еще больше усилиться.
Готов ли Минск к войне
Но среди экспертов пока нет единого мнения, приведет ли девальвация "зайчика" к активизации белорусских экспортеров. Татьяна Рыбалова считает, что этого не произойдет, по крайней мере, в ближайшее время. И первые наблюдения говорят в пользу этого – сразу после девальвации белорусского рубля количество продуктовых точек на белорусских ярмарках сократилось примерно на треть. Это понятно – у белорусских предпринимателей шок. Но что будет, когда шок пройдет?
Но есть и прямо противоположное мнение. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Наталья Абрамова напоминает, что в Белоруссии еще с прошлого накопились большие излишки сухого молока, что может дополнительно мотивировать белорусские власти нарушить оговоренные квоты. "Естественно, они будут пытаться давить на наш рынок, – рассуждает Андрей Даниленко. – Наша задача в рамках рыночных отношений всячески этому сопротивляться".
Надо понимать, что совещание 26 мая не связано с кризисом в Белоруссии, оно планировалось заранее – наши страны каждый год согласовывают объемы поставок молочной продукции, сообщила РИА Новости Татьяна Рыбалова. Но теперь, после девальвации в Белоруссии, тема молочных поставок наверняка приобретет особую остроту.
Поставить рыночные заслоны в условиях единого таможенного пространства непросто. Пока Национальный союз производителей молока намерен предложить работать в уже начатых направлениях: временно приостановить поставки в Россию сухого молока, выявлять случаи отклонения от индикативных (оговоренных) цен и приостанавливать поставки продукции с соответствующих предприятий. "Внутри Евросоюза практикуется даже временное восстановление границ", – подчеркивает г-н Даниленко.
Вдобавок, российская сторона снова будет настаивать на участии российских компаний в приватизации молочных активов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции