МОСКВА, 25 мая - РИА Новости, Светлана Янкина. Недавно созданный попечительский совет Третьяковской галереи, председателем которого стал вице-премьер Дмитрий Козак, займется развитием региональных программ музея, его продвижением за рубежом и решением проблем дополнительного финансирования, рассказала в интервью РИА Новости директор музея Ирина Лебедева.
Первое заседание совета состоялось 5 апреля и, по словам собеседницы агентства, носило "ознакомительный характер".
"Наша задача была рассказать о музее, из чего состоит его комплекс, где располагается наша коллекция, обозначить главные проблемы и наметить пути развития", - рассказала Лебедева. Сейчас музей разрабатывает долгосрочную программу своего развития, рассчитанную на пять лет с тем, чтобы представить ее на рассмотрение попечительского совета.
Подобные структуры, в которые входят представители власти и крупного бизнеса, действуют во многих учреждения культуры. Например, председателем попечительского совета Большого театра является вице-премьер Александр Жуков, а Эрмитажа - президент компании "Интеррос" Владимир Потанин. В Третьяковской галерее совет начнет работать в полную силу с осени, когда состоится второе заседание, на котором насущные проблемы и формы работы для развития музея будут обсуждаться более предметно и детально.
В состав попечительского совета Третьяковской галереи вошли, в частности, министр культуры Александр Авдеев, первый заммэра Москвы Владимир Ресин, председатель совета директоров группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг, генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев, генеральный директор ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов, заместитель президента - председателя правления банка ВТБ Василий Титов, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун и гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст.
Что касается его председателя, то, по словам Лебедевой, "с самого начала было принято решение, что им должен быть представитель федеральной власти - мы федеральный музей и внимание правительства к нам очень важно".
"Мы с Дмитрием Козаком долго говорили по поводу существующих проблем и надеемся, что будет помощь не только та, которая обычно оказывается", - предполагает директор музея.
В ответ, продолжила она, музейщики могли бы подстраивать стратегию своей деятельности под задачи, которые "с государственной точки зрения могут быть виднее и музей мог бы выполнять их в более широком смысле, чем делает это сейчас".
Также принципиальной при его создании оказалась и форма попечительского совета. "Существуют попечительские советы фондов музеев - для нас же важно, чтобы был попечительский совет именно музея", - подчеркнула Лебедева.
По словам директора Третьяковской галереи, в первую очередь подобные структуры оказывают финансовую помощь учреждениям культуры.
"Это то, что лежит на поверхности, но нам важен также и административный ресурс в определенных вопросах, которые нам самим либо кажутся понятными, либо мы в чем-то сомневаемся - иногда просто обсуждение ситуации проясняет проблемы, которые мы сами сформулировать не можем", - говорит Лебедева.
Она заметила, что в попечительский совет входят люди "известные, умные, деловые, с ясным представлением о многих вещах, в которых музей может не очень хорошо разбираться". Речь идет, в частности, о работе с регионами и продвижении бренда музея за рубежом.
"Наша региональная политика является важной составляющей для попечительского совета, нас интересует выход в регионы и в связи с этим могут возникать ситуации нашего участия в программах на местах, и в то же время помощи учреждениям культуры, поэтому мы ждем советов и подсказок, исходя из опыта работы в регионах и за рубежом участников совета", - объяснила Лебедева. Она не исключила, что в Третьяковской галерее в скором времени может заработать свой фонд целевого капитала (эндаумент), по примеру того, который с 2010 года существует в Эрмитаже.
"Мы сделали предложение попечительскому совету рассмотреть эту возможность и решить, что лучше в нашей ситуации - идти таким путем или разрабатывать другой вариант", - рассказала она.
Также попечительский совет ввели в курс ситуации со зданием на Крымском валу, где под одной крышей и Центральный дом художника, и филиал Третьяковской галереи с постоянной экспозицией искусства ХХ века и крупными выставочными проектами, например, "Святая Русь", которая открывается на днях.
Некоторое время назад здание ЦДХ был под угрозой сноса с перспективой строительства на этом месте комплекса "Апельсин". При этом предполагалось, что инвесторы построят для музея и Международной конфедерации союзов художников по отдельно стоящему зданию на том же Крымском валу, и Лебедева эту идею поддерживала с самого начала.
"Крымский вал мы обозначили как важнейшую проблему для Третьяковки - члены попечительского совета должны быть в курсе и, возможно, у них возникнут какие-то идеи по этому поводу", - сказала директор музея.
По ее словам, если в конечном итоге он должен быть в том виде и качестве, которое от него ожидают, то "эту проблему надо как-то решать". "Может быть, не прямо сейчас, но перспектива должна быть", - заключила собеседница агентства.