Рейтинг@Mail.ru
Мания совершенства Олега Даля - РИА Новости, 25.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Мания совершенства Олега Даля

© Фото : предоставлено Театральным музеем имени БахрушинаОлег Даль на пробах на роль шута в фильме "Король Лир". 1971 год
Олег Даль на пробах на роль шута в фильме Король Лир. 1971 год
Читать ria.ru в
25 мая исполняется 70 лет со дня рождения актера Олега Даля. Его киногерои, будь то Солдат из "Старой, старой сказки" или Женя из "Жени, Женечки и "катюши" - искатели, романтики, часто не самые практичные люди с проницательными и грустными глазами. Та же грусть и проницательность – и на фотографиях Даля "из жизни".

25 мая исполняется 70 лет со дня рождения актера Олега Даля. Его киногерои, будь то Солдат из "Старой, старой сказки", Женя из "Жени, Женечки и "катюши" или разведчик Скорин из "Варианта "Омега" - искатели, авантюристы и романтики, часто не самые практичные люди с проницательными и грустными глазами. Та же грусть и проницательность – и на фотографиях Даля "из жизни". И в то же время Даль был необыкновенно требователен к себе и  работал с полной самоотдачей, за что порой ему приходилось дорого расплачиваться. Сам Олег Иванович в шутку называл себя "инородным артистом", переиначивая "народного", и многие из окружавших его людей согласились бы с этим определением.

"Мания совершенства"

"Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства", - сказал о нем однажды историк и драматург Эдвард Радзинский, и, наверное, в этой "болезни" - ключ ко многим поступкам, вызывавшим непонимание, а часто и осуждение окружающих.

Даль не единожды отказывался от выгодных ролей, уходил из театров, со смелой резкостью отзывался о некоторых собственных картинах (например, пользовавшейся огромным успехом у зрителей "Земле Санникова") и демонстрировал необыкновенно острое чувство собственного достоинства и принципиальность, когда речь касалась работы.

Например, в 78-м Даль долго не соглашался на роль в картине "Отпуск в сентябре" по пьесе Вампилова "Утиная охота", ставшую впоследствии одной из его лучших  работ, - не соглашался только из-за того, что его не позвали сниматься сразу. Чтобы уговаривать актера принять участие в желанной для него же картине режиссеру Виталию Мельникову пришлось лично ехать из Ленинграда в Москву.

"Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость", – так о Дале вспоминал уже режиссер и художественный руководитель Театра на Малой Бронной Анатолий Эфрос, которому в свое время также пришлось отпустить Даля, отказавшегося от двух ролей.

Сцена вместо неба

Детство Олега Даля, выросшего в Люблино, тогда еще пригороде Москвы, пришлось на послевоенную пору. Как многие мальчишки, будущий актер мечтал о небе, о том, чтобы стать летчиком, но после того как играя в баскетбол "посадил" себе сердце, был вынужден оставить эту мечту. Но ей на смену вместе с увлечением поэзией пришла другая, не менее романтичная – сцена, а заветной ролью стала роль Печорина из лермонтовского "Героя нашего времени". Пройдет 15 лет, и Даль сыграет эту роль в телепостановке, а чуть еще раньше, в 67-м, станет военным в фильме "Женя, Женечка и "катюша". Пока еще не летчиком, а рядовым солдатом – романтичным московским интеллигентом с  наивными голубыми глазами, влюбляющимся в своенравную связистку.

"Ему не было еще двадцати пяти, но в отличие от своих сверстников-коллег, с которыми я встречался и которые очень старались понравиться режиссеру, Олег держался с большим достоинством, будто и вовсе не был заинтересован в работе, будто и без нас засыпан предложениями. Он внимательно слушал, на вопросы отвечал кратко, обдумывая свои слова, за которыми угадывался снисходительный подтекст: "Роль вроде бы неплохая. Если сойдемся в позициях, может быть, и соглашусь, " - вспоминал режиссер картины Владимир Мотыль.

Именно с роли в "Женя, Женечка и "катюша" (1967), а также в другой "военной" картине, "Хрониках пикирующего бомбардировщика" (1967), где герой актера изобретает ставший популярным в СССР коктейль "шасси", к Далю и пришла первая популярность.

К этому времени он уже окончил театральное училище имени Щепкина, снялся в нескольких картинах и четыре года как играл на сцене "Современника", куда его позвали сразу после дипломного спектакля. Правда, будучи занятым во многих знаковых спектаклях постановках того периода – "Голом короле", "Старшей сестре", "Вечно живых" и "Обыкновенной истории" - Даль не играл главных ролей, довольствуясь второстепенными. Со временем это стало причиной первого серьезного кризиса, во время которого, как говорят,  актер впервые начал злоупотреблять алкоголем. К концу первой пятилетки в "Современнике" Даль даже уходил из театра, но позже, в 68-м, вернулся, чтобы наконец сыграть первую по-настоящему заметную роль - Васьки Пепла в пьесе Горького "На дне".

Все складывалось удачно и в кино: тогда же, в конце 60-х, Даль сыграл еще две известные и любимые зрителями роли - Солдата и Кукольника в картине "Старая, старая сказка", которую сняла  Надежда Кошеверова, и Шута в "Короле Лире" Григория Козинцева. На съемках последней картины Даль познакомился со своей будущей женой (второй, первый брак с актрисой Нине Дорошиной был недолгим). Елизавета Эйхенбаум, внучка известного литературоведа Бориса Эйхенбаума, работала на съемках "Короля Лира" монтажером. Вместе они были до самой смерти Даля.

Сыграть Олега Даля

В начале 70-х Даль снялся в "Тени", "Плохом хорошем человеке", "Звезде пленительного счастья", "Горожанах", "Не может быть!" и других картинах. Работой, в которой, по его же словам, он играл самого себя, стала картина "Вариант "Омега". В фильме Даль исполнял роль советского разведчика с легендой немецкого офицера.

"Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки - мои, слова - мои, мысли - мои... Скорин мне интересен своей парадоксальностью. Он не супермен. Просто человек, отстаивающий свои убеждения... В моем Скорине - та самая прелестная странника, которая привлекает меня в людях", - рассказывал Даль в одном из немногих своих интервью.

Не по пути

Отношения с театром у Даля складывались по-разному, и беспокойное движение по синусоиде – от радости от удачных, "своих" ролей до уходов из-за принципиальных несогласий с режиссерами или понимания, что роль не складывается – продолжалось всю жизнь.

Дважды Даль покидал "Современник" сам, в перерывах успев поработать, не очень успешно, в Ленинградском драматическом театре имени Ленинского комсомола,  а после того, как его самого "попросили" за систематические нарушения дисциплины, ушел к Анатолию Эфросу в Театр на Малой Бронной.

Правда, проработав с Эфросом два года и сыграв всего две роли - Беляева в "Месяце в деревне" и следователя в "Веранде в лесу", - Даль снова "сбежал". Это произошло накануне премьер двух новых спектаклей - "Дона Жуана" и "Лунина, или Смерти Жака" Эдварда Радзинского. Кто-то считал, что причиной ухода Даля стали закулисные интриги, кто-то говорил, что актер перенервничал и "перегорел", слишком много требуя от себя самого во время работы над ролями, но, как бы то ни было, к Эфросу Даль уже не вернулся.

Подобные отказы, когда ни именитые режиссеры, ни будущий успех в начальственных кругах со всеми вытекающими не могли заставить играть Даля то, что он не хочет, были нередкими.

Например, в свое время Олег Иванович не захотел сняться в "Иронии судьбы…" Эльдара Рязанова, отказался от роли в "Экипаже" Александра Митты и отверг предложение Леонида Гайдая сняться в "Инкогнито из Петербурга": "Не по пути с режиссером", - таков был довод актера.

Следом за Высоцким

Олег Даль умер в 81-м году, через год после смерти Высоцкого, на похоронах которого, как вспоминают очевидцы, актер несколько раз произносил фразу о том, что скоро настанет и его черед.

Эти годы жизни были не самыми лучшими: после отказа сняться в фильме Митты на "Мосфильме" актера травили, из-за чего, например, ему только с большим трудом удалось сняться в картине Леонида Марягина "Незваный друг", ставшей его последней работой. Режиссер вспоминал о советах "доброжелателей": "Что ты сделал?! Ты хочешь укоротить себе жизнь, работая с этим актером?".

Последним театром, где служил Даль, был Малый, правда, и там Даль чувствовал себя не в своей тарелке, а в дневнике писал: "Вроде бы в нелюбимый дом вернулся. Что значит нелюбимый? Вот стоит дом в лесу на берегу тихой речки, и родился я там, и вырос, и хорошие люди его населяют, а душе неуютно. Брожения чувств нету... И думаешь - а не на кладбище ли живешь?..".

В Малом театре Далю довелось играть только один раз – роль Алекса в постановке Андреева "Берег" по пьесе Юрия Бондарева. Параллельно шла работа над ролью в спектакле "Фома Гордеев", но в то же время ему пришло предложение принять участие в лирической комедии, которую снимали в Киеве. Там, в Киеве, Олега Даля не стало – сердце его остановилось. Актер был похоронен на Ваганьковском кладбище - том же, где похоронен Высоцкий.

Когда Елизавету Даль спросили, на кого из своих героев Олег был больше всего похож, она не раздумывая ответила: "Иванушка-дурачок или Принц. Раним, доверчив, наивен и невероятно силен".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала