МОСКВА, 25 мая - РИА Новости. Бурное строительство объектов инфраструктуры, приуроченное к проведению крупных мероприятий, таких как Олимпиада, ЧМ по футболу или саммит АТЭС, способствует росту делового туризма, заявил в интервью РИА Новости генеральный директор российского представительства одной из крупнейших международных компаний по организации деловых поездок Hog Robinson Group (HRG) Федор Лукьяненко.
"Сегодня одна из главных проблем в России - недостаток инфраструктуры. Даже Москва отстает от развитых городов по наличию отелей, которые могли бы принимать деловых людей. У нас здесь просто не хватает гостиниц. Ежеквартально наша компания HRG делает отчеты по состоянию гостиничного фонда в тех или иных городах. В Москве на сегодня самые высокие цены на размещение из-за того, что объем мест относительно Лондона и Нью-Йорка гораздо меньше даже в сегменте пяти звезд, а уж что касается двух-четырех, даже сравнивать нечего", - отметил Лукьяненко.
По его словам, если средняя цена за номер пятизвездочного уровня в столице выше 500 долларов, то это тормозит развитие туризма. Московский гостиничный рынок не сбалансирован, количества отелей недостаточно для того, чтобы между ними была конкуренция.
"Недавно мы на встрече с руководителем Комитета по туризму Москвы обсуждали, чего нам не хватает. В первую очередь, конгресс-центров. В Москве лишь один современный центр - "Крокус Экспо". А должно быть несколько такого уровня, и предпочтительно рядом с Кремлем. "Экспоцентр" - это уже не тот уровень. Один наш клиент, крупная японская компания, анализировала возможности проведения в Москве большого конгресса на несколько тысяч человек. И они не смогли ничего подобрать, Москва не получила этих денег", - рассказал представитель HRG.
По его мнению, чем больше будет в Москве и других городах отелей, тем больше будет у клиентов желания приезжать в них и проводить мероприятия.
"Раньше возможности деловых туристов в России были ограничены двумя-тремя городами. Сейчас отели стали появляться, и у нас все больше проводится мероприятий в Ростове, например, или том же Сочи. Реально наблюдается рост интереса к регионам. И иностранные, и российские компании будут развивать этот сегмент при наличии возможностей. Чем больше будет появляться отелей, тем больше будет трафик в эти отели", - считает Лукьяненко.
Он отметил, что для многих компаний обычная практика проведение несколько раз в месяц мероприятий для своих региональных партнеров или дилеров.
"Это очень типичная ситуация. Например, людям нужно представить новый продукт, они собирают представителей со всей России или даже СНГ. Раньше это всегда делалось в Москве или Санкт-Петербурге. Сейчас люди начинают говорить, что давайте соберемся не в Москве. Мы пытались провести конференцию в Листвянке под Иркутском. Там один деревянный отель посреди леса, конкуренции нет, уровень сервиса соответствующий... Понятно, что зимой строящаяся инфраструктура, кроме Красной Поляны, будет менее востребована, значит, там будет лояльная ценовая политика, привлекательная для клиентов", - заявил собеседник агентства.
Автомобильные пробки и некоторые недочеты сервиса, по его мнению, - не препятствие для роста делового туризма. Главное - развитая транспортная инфраструктура.
"Деловых туристов пробки не остановят, даже если они станут больше. Гораздо важнее, чтобы была транспортная инфраструктура. Вот сделали "Аэроэкспресс", и уже по-другому все выглядит. Можно было поставить более качественные поезда на всех направлениях и пустить их чаще - еще лучше было бы. Возьмите деловые столицы мира, тот же Лондон, например. Там такой экспресс ходит каждые 15 минут, что позволяет деловым людям закончить встречу и ехать в аэропорт. А у нас нужно подгадывать время, потому что интервалы движения - от 30 до 40 минут", - выразил свое мнение представитель HRG.
Он также заметил, что скоростные поезда "Сапсан" очень востребованы деловыми туристами.
"Мы продаем своим туристам билеты на "Сапсан". Все чаще и чаще мы вынуждены констатировать, что все билеты распроданы. Сначала запустили два поезда, сейчас их пять, а спрос все еще превышает предложение. Хотя цена не ниже чем на самолет, а иногда и выше. Если есть продукт, если он востребован, он только стимулирует к дальнейшему росту потока", - заявил Лукьяненко.
По его словам, рынок бизнес поездок в России растет примерно на 20% в год.
"Хотя пока его и нельзя сравнивать с западным, он качественно меняется, становится более современным. В кризис был спад поездок, в среднем, на 30%, сейчас мы вернулись к докризисному уровню по количеству поездок, хотя и не достигли его по оборотам. Компании научились экономить на бюджетах командировок", - сказал Лукьяненко.
По его мнению, рост происходит, прежде всего, за счет поездок по России, хотя клиентами агентств, организующих деловые туры (travel management company - TMC), в большей степени являются зарубежные компании.
"В первую очередь растут деловые поездки внутри России, а не за рубеж. Наши клиенты часто ездят по таким российским городам, где трудно вообще найти отель, а не то, что выбрать его. 90% наших клиентов - это международные компании или компании с международным участием, среди них фармацевты и компании FMCG, которые занимаются продажей товаров повседневного спроса, банки. Многие из компаний FMCG построили здесь заводы для производства своих товаров. Им нужно искать российские рынки сбыта. Что касается российских компаний, то многие из них, наоборот, выходят на зарубежные рынки, увеличивают число иностранных поездок", - заключил эксперт.
Hog Robinson Group входит в пятерку крупнейших международных компаний по организации поездок для корпоративных клиентов. Она была основана как страховая компания в Великобритании в 1845 году, а ее первый туристический офис открылся в 1945 году. Сегодня группа представлена в 120 странах, в ней работают 12 тысяч сотрудников. В России представительство HRG существует с конца 1990-х годов.
Подробнее читайте в рубрике "Интервью".