Рейтинг@Mail.ru
И все-таки Терренс. И все-таки Ларс - РИА Новости, 23.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

И все-таки Терренс. И все-таки Ларс

© Фото : Личный архив Юрия ГладильщиковаЮрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
Читать ria.ru в

Итоги каннского кинофестиваля оказались не такими ужасающими, как стоило опасаться. В случае с фестивалями уровня каннского жюри не просто распределяет призы. Оно фактически предопределяет своими решениями, останется ли фестиваль в истории (не будем претендовать на десятилетия, но хотя бы ближайших лет)? Удался он или не удался? Часто бывает, что фестиваль был замечательным, но решения жюри такие политкорректные и банальные, что о нем хочется забыть как можно скорее. И все забывают.

По правде сказать, красная лестница перед вчерашней церемонией закрытия сильно пугала. Тут нужно растолковать вот какой момент: в Канне издавна заведено, что на церемонию закрытия приходят только те, кто награжден. Наверное, это гуманная традиция. Это не как на "Оскаре": сидят пятеро претендентов и дрожат. Канн предпочитает разочаровать заранее, чтобы не обидеть потом. То есть, уже по ситуации на красной лестнице всегда можно догадаться о том, кто именно получит призы. Другое дело, что неизвестно, кто какого качества. Так вот, на лестнице не было Аки Каурисмяки, чей фильм "Гавр" был лучшим на фестивале по мнению международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, а также итогам опроса ведущих критиков из разных стран британским журналом The Screen International. Не было Терренса Малика. Не было Педро Альмодовара. Правда, по лестнице поднялась одна из актрис его фильма "Кожа, в которой я живу", вообще одна из его любимых актрис, Мариса Паредес. Но потом оказалось, что ее пригласили не получить, а вручить один из призов - наряду с Катрин Денев, Эмиром Кустурицей, Джейн Фондой, странновато выглядевшей в этой серьезной компании, наигранно улыбавшейся Розарио Доусон и др.

Специфическое впечатление произвела на лестнице Кирстен Данст, сыгравшая главную роль в фильме Ларса фон Триера "Меланхолия". Глаза-колючки, губы крепко сжаты, поступь - решительная. Она шла на церемонию, как на бой. Коллеги сказали: видно, что по характеру прямо мужик в юбке. При этом было совершенно непонятно, что именно Кирстен Данст на церемонии забыла. Все были уверены, что после скандала с фон Триером фильму принципиально ничего не дадут. Наверное, Данст пришла назло общественному мнению, подумал я.

Зато на лестнице торжествовала Майвен - создательница фильма Polisse (про подразделение, которое занимается преступлениями против детей), что можно перевести как "Палицыя". Девушка не сказать, чтобы красивая, но дико сексапильная, она позировала фотографам минут пять, а те щелкали ее так самозабвенно, что закралась ужасная мысль: неужели она идет за Palm D'or - "Золотой пальмовой ветвью"? Ну это уже будет совсем… Еще больший цирк Майвен устроила потом на сцене. Она не сходила с нее бог знает сколько времени. Переобнималась со всем жюри. Потом сделал вид, что у нее от волнения перехватило дыхание. Срывающимся голосом она по очереди благодарила всех, с кем имела дело с самого рождения, задыхаясь все сильнее и сильнее - казалось, она вот-вот брякнется в обморок. Отдельная благодарность досталась Люку Бессону, открывшему для нее дорогу в кино (именно Майвен стала прообразом Матильды в фильме Бессона "Леон". Именно ее Бессон изначально собирался снимать в этой роли, но пока затеял фильм, Майвен успела подрасти и даже - в 1993 году, в возрасте 17 лет, когда Бессон уже развелся с Анн Парийо, но еще не женился на Милле Йовович, родить от него дочь. В итоге Бессон снял Натали Портман). При упоминании имени Бессона на глазах Майвен появились слезы. На глазах Бессона, сидевшего в зале с очередной женой, тоже. Потом Майвен вытащила на сцену своих актеров. Публика неистовствовала - французы любят поддерживать свое кино. Можно лишь представить, что вытворяла бы Майвен, если действительно получила Palm D'Or. Но, к счастью, ей присудили самый скромный из каннских призов - так называемый приз жюри.

Надо отдать должное этому самому жюри во главе с Робертом Де Ниро. Оно постаралось быть современным и небанальным. В конце концов, дать приз Майвен тоже было резонно. Она - режиссер нового поколения. Не все же мэтров награждать? Правильно, что приз за лучшую мужскую роль присудили Жану Дюжардену за "Артиста": зал приветствовал его визгом и стоячей овацией (жаль только, что мужской приз не разделили между Дюжарденом и великим Мишелем Пикколи, который сыграл в фильме "У нас есть Папа"). Правильно, что лучшим режиссером назвали создателя фильма "Драйв" датчанина Николаса Виндинга Рефна, поддержав и датское кино, и режиссуру нового поколения. Это решение зал тоже принял с восторгом, а Рефн, выражая традиционные благодарности, произнес неожиданную фразу по поводу русских нефтяных олигархов, которые наконец-то правильно вложили деньги. Он пошутил или его фильм действительно спонсировали русские? Логичным выглядит присуждение приза за лучший сценарий израильскому мэтру Йосефу Седару, создавшему ироничную, временами сюрреалистическую драму "Примечание" о противостоянии отца и сына, двух литературоведов, толкователей Талмуда - ортодокса и новатора.

Три других решения жюри меня прямо-таки приятно удивили. Во-первых, кто мог предположить, что Де Ниро сможет оценить одного из лучших режиссеров современности - турка Нури Бильге Джейлана, чья замедленная эстетика далека от голливудской как редко какая другая? Но фильму Джейлана "Однажды в Анатолии" дали Гран-при. Это второй гран-при Джейлана - первый был за "Отчуждение". Джейлан разделил приз с братьями Дарденн (фильм "Мальчик на велосипеде"), которые теперь окончательно стали рекордсменами по количеству каннских наград. Пять подряд их фильмов, начиная с 1999 года, получали в Канне призы. Теперь у них две Palm D'Or, гран-при, приз за режиссуру и приз за сценарий.

Во-вторых и в-третьих, жюри подчеркнуло свою независимость от привходящих обстоятельств, отдав приз за лучшую женскую роль Кирстен Данст (и таким образом поощрив фон Триера), а "Золотую пальмовую ветвь" - Терренсу Малику за "Древо жизни". На красной лестнице его не было просто потому, что он не приехал. Не любит публичность.

Оба этих решения зал и особенно пресса восприняли неоднозначно. Зато теперь фестиваль точно запомнится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала