МОСКВА, 23 мая - РИА Новости. Жюри Каннского международного кинофестиваля во главе с Робертом Де Ниро раздало в воскресенье вечером свои призы. Главный приз достался фильму "Древо жизни" киноклассика Терренса Малика, который, как обычно, не появился на церемонии.
По мнению критиков, распределение наград оказалось достаточно справедливым: незаслуженно обойденных фильмов не нашлось, хотя один из всеобщих фаворитов, "Гавр" Аки Каурисмяки, был отмечен лишь призом ФИПРЕССИ.
Единственное возникшее недоумение было связано с картиной "Должно быть, это место" (This Must Be The Place) итальянца Паоло Соррентино: председатель жюри Роберт Де Ниро признался, что лично ему понравился и фильм в целом, и Шон Пенн в главной роли - престарелого рокера, который пытается отомстить за мучения отца в Освенциме, но прочих членов жюри картина не убедила, а решения должны приниматься коллегиально.
"Пальмовая ветвь" на "Древе жизни"
Главный приз получило "Древо жизни" (Tree of Life) загадочного американского режиссера Терренса Малика (Terrence Malick). Фильм ждали в Канне еще в прошлом году; к нынешнему фестивалю накал ожидания возрос настолько, что половина присутствовавших критиков не смогла попасть на показ.
Однако у многих из прорвавшихся в итоге в зал картина вызвала скорее недоумение: это оказалась занимательная космогония, в которой Шону Пенну и Брэду Питту в качестве сына и отца соответственно уделялось почти столько же внимания, сколько истории гибели динозавров. Впрочем, масштаб затеи был очевиден - такому фильму следовало давать либо главный приз, либо ничего. А поскольку Де Ниро - известный поклонник Малика, то исход награждения можно было предугадать.
Сам Малик в ажиотаже вокруг собственной картины не участвовал: он вообще много лет не общается с журналистами. На пресс-конференции все вопросы достались Брэду Питту, а за "Золотой пальмовой ветвью" были высланы продюсеры. Как объяснил один из них, Билл Полад, режиссер "очень застенчив и пытается не выпячивать свое эго; он не хочет быть знаменитостью".
Гран-при пополам
Вторую по значению награду, гран-при жюри, решено было поделить пополам между "Мальчиком на велосипеде" (Gamin au velo) братьев Дарденнов и "Однажды в Анатолии" (Once Upon a Time in Anatolia) турка Нури Бильге Джейлана. Дарденны - двукратные каннские победители, у Джейлана в прошлом тоже был каннский приз, но и в том, и в другом случае картины оказались такими сильными, что обойти их было невозможно.
"Оба фильма потрясли жюри - и мы решили, что они оба достойны приза", - отметил французский режиссер Оливье Ассаяс, который входил в состав жюри.
Кстати, помимо гран-при у Де Ниро с коллегами был в запасе еще один приз жюри - он достался француженке Майвенн Ле Беско за "Полисс", где речь идет о буднях отдела по борьбе с преступлениями против несовершеннолетних. Ле Беско сообщила, что вопросы насилия над детьми волновали ее с детства, и настолько, что, получая приз, она несколько минут не могла справиться с волнением, чтобы произнести благодарственную речь.
Одолела "Меланхолия"
Приз за лучшую женскую роль получила Кирстен Данст, сыгравшая у Ларса фон Триера в "Меланхолии" невесту, ждущую конца света.
Со стороны Де Ниро это важный жест: фильм едва не вылетел из конкурса после того, как его автор, неудачно пошутив на пресс-конференции насчет своих симпатий к нацистской эстетике, был объявлен на фестивале персоной нон грата. Многие, как Клод Лелуш, поспешили заявить о "кинематографическом самоубийстве" фон Триера, и поклонники режиссера-провокатора переживали, что на его карьере будет поставлен крест, несмотря на многократные извинения и объяснения насчет специфического датского юмора.
Сам фон Триер, впрочем, ни о каком кинематографическом самоубийстве не думал, а раздавал интервью, в которых рассказывал о будущих проектах - в частности, о четырехчасовом исследовании женской сексуальности. Датский киноинститут поспешил заверить, что продолжит финансировать фильмы режиссера.
Датский "Драйв" и другие
Изгнав одного датчанина, фестиваль наградил другого: приз за лучшую режиссуру получил Николас Виндинг Рефн за "Драйв" (Drive), историю каскадера, который в свободное время подрабатывает водителем у мафии.
Как выяснилось на итоговой пресс-конференции, исполнителя для этого проекта подобрал сыгравший главную роль канадец Райан Гослинг, который мечтал сняться в амплуа супергероя, но долгое время не мог найти для этого достаточно убедительного мастера.
Перед церемонией критики предполагали, что Гослингу вручат премию за лучшую мужскую роль, однако эта награда досталась Жану Дюжардану за "Артиста" (The Artist) Мишеля Хазанавичуса, черно-белую историю про актера немого кино, который не может приспособиться к наступлению эры звука.
За лучший сценарий премировали филологический триллер Джозефа Седара (Joseph Cedar) под названием "Примечание" (Footnote) - историю про двух исследователей Торы, отца и сына, борющихся за крупный международный грант.
Лучшим дебютантом признали аргентинца Пабло Джорджелли с "Акациями" (Las Acacias) - роуд-муви, показанным в рамках Недели критиков.
Автором лучшей короткометражки стала украинка Марина Врода с фильмом "Кросс" (Cross), который привезут еще и в Сочи на "Кинотавр".
Прекрасная "Елена"
Российские картины в этом году участвовали только в конкурсе "Особый взгляд".
Бакуру Бакурадзе с его "Охотником" не досталось ничего, хотя продюсер Сергей Сельянов отметил интерес, проявленный к фильму на кинорынке. Зато "Елена" Андрея Звягинцева, которая должна была закрывать программу, неожиданно получила спецприз жюри. Такая награда вручается лишь в особых случаях, и судьи конкурса во главе с Эмиром Кустурицей сочли, что "Елена" ее более чем достойна, а фестивальные критики, как отметил продюсер Александр Роднянский, недоумевали по поводу отсутствия столь сильной картины в числе претендентов на "Золотую пальмовую ветвь".