Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
На автопортретах гений немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер порой изображал себя похожим на Иисуса Христа или Иоанна Крестителя. Он чувствовал себя борцом за веру – веру в разум и душевные силы человека. Но в гуманизме Дюрера не было ни гармонии Леонардо, ни жизнелюбия Тициана, ни ясного света Рафаэля. Нюрнбергский художник – интеллектуал-скептик, Гамлет в живописи, вечно задававший "последние вопросы". Со дня рождения Дюрера 21 мая исполняется 540 лет.
Гамлет в живописи
На Дюрера почти всегда "наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси" – совсем как в стихотворении Пастернака "Гамлет".
Геометричный, тщательно выписанный мир полотен и гравюр Дюрера сложен, рассудочен, графичен и апокалипсичен. Таковы почти все работы художника, которые есть в парижском Лувре, мадридском Прадо, Старой пинакотеке Мюнхена.
Мрак и ужас Дюрера унаследует испанец Гойя, а геометризм возьмет на вооружение голландец Эшер. Работы Рембрандта на выставках часто будут ставить рядом с работами Дюрера. Гюстав Доре отчасти заимствует технику нюрнбергского графика. В духе Дюрера препарировать реальность станут Пикассо и Филонов – "очевидец незримого". Компьютерная графика – и та частично восходит к творчеству Дюрера.
Иногда кажется, что последователем Дюрера в литературе был Достоевский. Обоих интересовала бурная жизнь сознания, которую русский романист описал так: "Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей". Дюрер умел читать по лицам, все его портреты – тонкие психологические исследования. Уже в 13 лет он написал свой портрет серебряным карандашом так, что, казалось, творил зрелый мастер. "Это художник, достойный бессмертия", – сказал о своем современнике Эразм Роттердамский.
Смотреть фотоленту "Мастер Северного Возрождения Альбрехт Дюрер" >>
Но рисовал ли Дюрер святых, интеллектуалов, крестьян, жену Агнес, мать или себя самого, в его картинах всегда жила тревога, беспокойство. Дюреровский человек – искатель, исследователь, который должен ответить самому себе на главные вопросы бытия. Не случайно в диптихе "Четыре апостола" 1526 года Дюрер с помощью цвета, настроения и композиции выделил Иоанна – апостола-философа, интеллектуала.
Попутешествовав по Италии, Нидерландам, Швейцарии, Дюрер особенно восхищался полотнами итальянских мастеров – их работой с цветом и светом, лепкой тел. Но он не воспринял их гармоничного мироощущения. Даже его пейзажи и изображения животных и птиц тоже не всегда безмятежны. Ближе всего Дюреру оказались работы падуанца Андреа Мантеньи, написанные в резкой и жесткой манере и поражающие трагизмом.
Дюрер часто размышлял о смерти и конце света. Иногда казалось, что смерть затмевала для художника жизнь. Но нет: он просто размышлял о том, что ожидает каждого, и раздумывал над тем, что может оправдать человека на Страшном суде.
Человек-университет
В пору Возрождения художник, в отличие от, например, литератора или философа, не считался интеллектуалом. Редкие художники входили в круг элиты. Известны случаи, когда живописцы, расписывавшие монастыри, питались объедками с монастырской кухни. И, что самое поразительное, они зачастую воспринимали такое пренебрежение к себе как должное. Между тем, и Леонардо, и его немецкий собрат Дюрер были универсально одаренными людьми. Это были и художники, и теоретики искусства, и ученые, обладавшие множеством знаний в разных областях. Дюрер прожил всего 57 лет, а создал столько, столько не создают за несколько жизней.
И да Винчи, и Дюрер были военными инженерами. В письме к герцогу Сфорца Леонардо представлял себя, прежде всего, как военного инженера, скромно заключая в конце: "В дни мира я – зодчий и живописец". Дюрер интересовался фортификацией. В 1527 году у него вышел труд "Руководство к укреплению городов, замков и теснин". Оба художника были также математиками и анатомами. У Дюрера есть, например, труд "Учение о пропорциях человеческого тела". Дюрера привлекала астрономия: в 1515 году он выполнил три гравюры на дереве с изображением карт южного и северного полушарий звездного неба и восточного полушария Земли. Вместе с другими учеными он составлял географические карты. Иногда разносторонний Дюрер даже писал стихи.
Вера в разум и мужество
Науки живо интересовали художника. Но верил ли он до конца в человеческий разум? В 1514 году он закончил гравюру "Меланхолия", перенасыщенную аллегориями. На ней крылатый гений с книгой и циркулем в руке, пригорюнившись, сидит в окружении символов науки и алхимии – сферы и многогранника, весов, магического квадрата, плавильного тигля. Вокруг неприкаянного гения разбросаны инструменты – молоток, щипцы, пила. Над горизонтом сверкает комета – знак судьбы. И арсенал науки, и арсенал искусства предстают на этой скептической картине бесполезным складом предметов, которые то ли найдут когда-либо достойное применение, то ли будут выброшены как старый хлам.
Впрочем, были у Дюрера и оптимистичные работы, с верой в судьбу человека, в достоинство и разум. Несмотря на мрачные колорит и "ансамбль" персонажей, гравюра "Рыцарь, дьявол и смерть" 1513 года не производит жуткого впечатления. Рыцаря окружает смерть, искушает Дьявол, но волевой герой, не глядя на спутников, едет вперед с открытым забралом.
У Дюрера есть и поэтические картины: прекрасны, молоды и чисты Адам и Ева на одноименном диптихе. Даже трудно поверить, что картину написал недоверчивый Дюрер, а не кто-то из итальянских представителей Возрождения.
А вот и вовсе идиллическая, непривычно благостная гравюра – "Святой Иероним в келье" 1514 года. Это идеал художника, душевной и творческой ясности и гармонии. Церковный писатель, отшельник Иероним сосредоточенно работает, а его спокойствие стерегут маленькая собачка и большой мудрый лев, прирученный святым. Это метафора творчества, идиллическая башня из слоновой кости, о которой мечтает, наверное, любой художник.
Как воспринимается Дюрер в наши дни? Как замечательный философ и математик живописи, логик искусства, интеллектуал рисунка и гравюры. Его творчество энциклопедично настолько, насколько всеохватен был его ум. Творчество Дюрера заставляет размышлять над тем, насколько велики человеческие возможности. И они действительно велики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции