Владислав Гринкевич
Еще в начале бензинового кризиса эксперты предупреждали – это всерьез и надолго. Так и есть: злосчастный кризис, как мифическая гидра – отрубишь одну голову, вырастают две новые. Стоит властям навести порядок в одном регионе, как возникают новые очаги дефицита.
На сей раз не повезло Туве – регион столкнулся с острейшей нехваткой топлива, некоторые АЗС продают бензин уже по 50 рублей за литр. Госслужбы и городской транспорт получают топливо по талонам.
Кто виноват, как всегда неясно. Региональные власти сетуют, что не могут договориться с Роснефтью и Газпромнефтью о централизованном, фиксированном объеме поставок. Второй причиной называют закрытие на ремонт Ачинского нефтеперерабатывающего завода. Минэнерго винит независимые АЗС, чье "безответственное поведение" и привело к скачку цен. Местные антимонопольщики уже возбудили дело против хозяев заправок, продающих литр бензина за 50 рублей.
Россияне делают собственные выводы о причинах и виновниках кризиса. Согласно опросу ВЦИОМ, 40% сограждан винят в происходящем правительство, 37% возлагают ответственность на крупные нефтяные компании, еще 8% корят оптовиков, и лишь 5% думают о "невидимой руке рынка", на происки которой любят ссылаться нефтяники.
Мол, мировые цены на нефть и нефтепродукты растут, а значит, по логике рынка, должны расти цены и внутри страны. Если государство будет искусственно сдерживать цены на внутреннем рынке, товар уйдет за рубеж. Извольте получить дефицит.
Граждане негодуют: почему в стране, которая продает нефть за рубеж, бензин стоит дороже, чем в Америке, которая нефть покупает! Но практика показывает, что стоимость бензина больше зависит не от наличия нефтяных вышек, а от политики государства на топливном рынке. Дешевый бензин это либо результат налоговых послаблений и всевозможных дотаций, либо следствие нерыночной ценовой политики.
Кстати, ФАС уже предложила для стабилизации внутренних цен снижать акцизы на топливо при мировой стоимости на нефть более 90 долларов за баррель. Посмотрим, что решит правительство.