Рейтинг@Mail.ru
Обама между Мохаммедом и Давидом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обама между Мохаммедом и Давидом

© REUTERSБарак Обама на военной базе Форт-Кемпбелл
Барак Обама на военной базе Форт-Кемпбелл
Читать ria.ru в
Дзен
Президент США Барак Обама выступил перед дипломатами госдепа и объявил 19-го мая, что США поддерживают установление границ между Израилем и Палестинским государством по линии до войны 1967-го года. Это очень смелое заявление, учитывая, что Обаме в не столь далеком будущем предстоят выборы.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Президент США Барак Обама выступил перед дипломатами госдепа и объявил 19-го мая, что США поддерживают установление границ между Израилем и Палестинским государством по линии до войны 1967-го года. Такие заявления для американских президентов – вообще штука очень смелая, а для американских президентов, которым в не столь далеком будущем предстоят выборы – вдвойне.

Надо быть либо очень уверенным в себе, либо говорить на публике не то, что есть на самом деле. Или – иметь в виду нечто, не совсем совпадающее с официальным текстом. А то и все вместе. Мощное произраильское лобби, которое может очень сильно влиять на исход голосования, никуда из США не делось.

Остроты этому заявлению придает то, что сегодня, 20-го мая, Обама встречается с израильским премьером Беньямином Нетаньяху, а в субботу 21-го выступает на заседании Американо-израильского комитета политических действий (AIPAC) – это самое мощное в США произраильское лоббистское объединение. "Неистовый Биби" тем временем уже заявил, что для Израиля границы 1967 года – это неприемлемо, потому, что в этих границах Израиль "незащитим".

Начать надо с того, что по своей сути в заявлении о границах, собственно, нет ничего сенсационного. Или даже нового. Линии границ между Палестиной и Израилем до шестидневной войны 1967-го года негласно признаются Белым домом уже примерно лет десять. Во всяком случае, три последние американские администрации, включая демократа Клинтона и республиканца Джорджа Буша-младшего, на закрытых переговорах с израильтянами принимали именно эту разграничительную концепцию. И пытались заставить израильтян принять ее. Без особого, правда, успеха.

Обаму выделяет то, что он стал первым, кто официально и публично эту позицию озвучил. В этом и есть вся смелость. Уже, кстати, немало. Хотя и недостаточно для реального продвижения вперед ближневосточного урегулирования.

 

Стоит привести его слова полностью.
"США уверены, что переговоры (между Израилем и Палестиной) должны завершиться реализацией принципа двух государств с созданием постоянных палестинских границ между Израилем, Иорданией и Египтом, а также постоянной израильской границы с Палестиной. Границы Израиля и Палестины должны быть прочерчены по линиям 1967 года, со взаимными добровольными обменами (участками территорий)...".

В дипломатии выход на публичный уровень – это уже действие. Это не просто жест или символика. Это уже обозначение рамок для ведения конкретных переговоров.

И если бы Обама на этом и закончил, то можно было бы считать заявление невероятным прорывом, сдвигом в позиции Белого дома. Закончи он только на этом – и, может быть, Нетаньяху в Вашингтон даже не прилетел бы. Израиль не хочет возвращаться к положению дел до шестидневной войны 1967-го, когда он захватил и Восточный Иерусалим, и Западный Берег реки Иордан, и сектор Газа.

Надо что-то дать арабам

Но Обама на этом не закончил. Не мог он себе этого позволить. Американским президентам последних двух декад было всегда мучительно больно лавировать между интересами Израиля и интересами арабов на Ближнем Востоке. Из этого упражнения еще ни один не выходил без кровоподтеков. Так всегда бывает, когда приходится совмещать несовместимое, примирять непримиримое, да еще действовать при этом методом множественной непоследовательности. Именно из непоследовательности всегда была соткана ближневосточная политика США. Обаме досталось в наследство то, что копили все президенты США, начиная чуть ли не с Эйзенхауэра.

Поэтому он и сказал во все той же речи, что США не разделяют горячность палестинцев и стремление добиться к сентябрю в ООН поддержки провозглашения собственного государства (сторонников такой поддержки все больше и больше); что США выступают за демилитаризованное палестинское государство; что они и дальше будут поддерживать Израиль; что "еврейскому государству" должна быть обеспечена безопасность.

Поддержка такой государственной "мононациональности" у многих вызывает недоумение. Провозглашение Израиля "еврейским государством", и в этом уверены все палестинцы, автоматически лишит права на возвращение на отнятые земли сотен тысяч беженцев-арабов. Да и как быть с демократическими правами десятков тысяч израильских арабов?

 

Генерал Александр Хейг, госсекретарь США в администрации Рональда Рейгана, еще лет 30 назад бросил замечательную фразу: "Израиль – крупнейший непотопляемый авианосец США в мире, расположенный в регионе, критически важном для национальной безопасности США". От такого подхода к Израилю очень трудно оторваться.

А Обаме сейчас труднее всех предшественников. Трудно стало удерживать линию между Мохаммедом и Давидом, особенно на фоне всех последних событий – и "наследственных", от Буша, и "своих", т.е. случившихся уже в вахту "друга Барака". После серии арабских революций, бомбардировок Ливии, убийства Усамы бен Ладена, на фоне войн в Афганистане и в Ираке надо было Обаме дать что-то и арабам. А то перекос в противоположную сторону получался слишком уж явный. Слишком уж антагонизирован весь мусульманский мир и Афганистаном, и Ираком, и Ливией, и уничтожением бен Ладена.

Выразить поддержку демократических "взрывов" в северной Африке (пусть это и запоздало почти на полгода) – это, конечно, хорошо. Хотя и здесь не обошлось без непоследовательности и двойных стандартов. Поддержав всех "революционеров" и сделав очень мягкий "реприманд" Бахрейну за подавление выступлений против режима, Обама ни одним словом не упомянул Саудовскую Аравию. Отнюдь не самую передовую демократию Ближнего Востока, зато главного нефтяного союзника в регионе.

Но для арабов главной проблемой, барометром, показателем состояния отношений между Западом и мусульманским миром является все-таки палестино-израильское урегулирование.

И кроме элегантно вброшенного заявления по, в общем и целом, уже давно известной позиции, они от Обамы ничего нового не услышали.
Кстати, накануне визита израильского премьера в стране было объявлено о начале строительства еще полутора тысяч домов в новых поселениях на оккупированных территориях.

Получается, что спустя почти полгода после начала "арабской весны" президент США Барак Обама, наконец, обрисовал в более или менее полной форме политику Вашингтона в арабском мире, но выше общих формулировок все же не поднялся. Выступление перед сотрудниками госдепа было далеко не "Каиром-2". Речь о том, что в 2009-м Обама выступил перед студентами каирского университета с обещанием чуть ли не перевернуть весь Ближний Восток, побрататься с арабами и добиться полного мира – ничего этого достигнуто не было.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала