Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
В эти дни искусство представляет публике энциклопедии - любви, офисной жизни, старорусского искусства, романтической баллады и арт-саунда. И хотя почти любую энциклопедию можно упрекнуть в неполноте, куда важнее сам почин - многостороннее изучение предмета.
Энциклопедия офисной жизни
Офисное фэнтези "Суперменеджер, или Мотыга судьбы" Богдана Дробязко, вышедшее в прокат 18 мая, можно было бы назвать "Антиклерк". Рай большого офиса в комедии превращается в Средиземье, вотчину "полуросликов"-хоббитов.
В роли "полуросликов", конечно, конторщики, маленькие люди с большими амбициями. Их ценности - деньги, карьеру, страсть к гламуру, клубно-ресторанную "сладкую жизнь" - и высмеивает Дробязко. Слоган его энциклопедии конторской жизни такой: "Убей в себе менеджера!". Клеркам нужно по капле выдавить из себя рабство сознания.
Как и многие другие режиссеры среднего поколения - Егор Кончаловский, Тимур Бекмамбетов и Филипп Янковский - Дробязко пришел в кино из клипмейкинга, что проявляется в стилистике "Суперменеджера". Сюжет порой распадается, в терминах Эйзенштейна, на "аттракционы" - броские и забавные, но разрозненные. Фильм напоминает "Comedy club", смонтированный в кино. Или нечто подобное сериалу "Интерны" (общий знаменатель, в частности, Иван Охлобыстин, звезда и "Суперменеджера", и саги о молодых врачах).
Бывший вахтанговец, а ныне мхатовец Юрий Чурсин, исполняющий главную роль - успешного менеджера Егора - вносит в шоу театральный дух. И играет он в офисном фэнтези ничуть не хуже, чем в "Побеге" (2010) Андрея Малюкова или в весьма театральном фильме "Изображая жертву" (2006) Кирилла Серебренникова.
"Только сами люди могут построить себе лучший мир. Иначе получается клетка", - как-то заметил мастер фэнтези Терри Пратчетт. В "Суперменеджере" офисные невольники отчасти вырываются из своего плена. Но что они получат взамен "офисного рая"? На этот вопрос нет ответа.
"Маркетинговое исследование" страсти
С 26 мая в прокат выходит "Цена страсти" Мэтью Чэпмена - триллер с энциклопедическим исследованием двух страстей: религиозной и любовной. Героиня Лив Тайлер, Шона - "сияющая вершина" любовного треугольника - вынуждена выбирать между мужем, религиозным фанатиком (Патрик Уилсон), и новым шефом Гэвином (Чарли Ханнэм). Нешуточный турнир двух влюбленных мужчин приводит их буквально к краю пропасти (оригинальное название фильма - "Ledge" - "Край"): Гэвин оглядывает свою запутанную жизнь с высоты небоскреба. В конце концов, противостояние из-за любви ставит ребром роковые вопросы: какова цена жизни и есть ли Бог.
"В фильме идет интеллектуальный спор, чего больше - зла или блага - приносят вера или неверие в Бога", - говорит Мэтью Чэпмен. Трудно решить эти "последние вопросы" в одном философском триллере. Впрочем, главное для художника, как замечал Чехов, - "правильно поставить вопрос". А отвечать на него должна публика.
Энциклопедия Святой Руси
В Третьяковской галерее с 26 мая по 14 августа пройдет выставка 450 произведений старинного русского искусства из собрания 25 музеев - "Святая Русь". В прошлом году она прославилась в Лувре, а теперь, по инициативе президента, будет показана россиянам.
"Благолепие" - так одним словом можно охарактеризовать образ Руси, созданный выставкой. Старинные иконы, книжная миниатюра, монументальная живопись, драгоценности, берестяные грамоты, парадное церковное облачение - все эти экспонаты формируют образ гармоничной и благочестивой допетровской Руси. Разделы выставки говорят сами за себя: "Крещение Руси и утверждение христианской веры", "Почитание святых на Руси", "Монастыри на Руси", "Небо на земле. Русский православный храм". Один из самых древних экспонатов - фрагменты фресок киевской Десятинной церкви из коллекции Эрмитажа.
В Россию не приехал автограф королевы Франции Анны Ярославны (11 век), дочери Ярослава Мудрого и жены короля Генриха I. Автограф постоянно живет в Лувре. "Анна Ръина" - эта славянская подпись не раз встречается во французских королевских документах.
Зато Париж на время поделится с Москвой, а затем и с Владимиром, богатым оплечьем канонизированного Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, 900-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. До революции оплечье находилось в Успенском соборе Владимира, потом попало во Владимирский музей. В 1933 году оплечье купил французский антиквар. У него великокняжеский экспонат приобрело Общество друзей Лувра.
Сладкоголосый Маркс
Энциклопедия баллад - так можно назвать дискографию Ричарда Маркса, который 20 мая выступит в Международном Доме музыки. А самого певца, восславившего любовную романтику, хочется назвать "сладкоголосая птица юности".
В середине 1980-х Маркс был на подпевках у Хулио Иглесиаса, Мадонны и Уитни Хьюстон, а в 1987 году он выпустил своей первый альбом. Публика то охладевает к принцу романтических баллад, то любит снова, жадно набрасываясь на его платиновые диски.
Но главное, что сам Маркс любит публику и продолжает писать тягучие и сладкие как мед песни. Баллада - и стихотворная, и музыкальная - вообще предполагает сладкую и довольную собой печаль. Еще Мольер считал балладу устаревшим жанром. Но Ричард не смущается: заливается соловьем, радует слух дам и не стареет сердцем.
Энциклопедия звуковых инсталляций
Центр современного искусства с 19 мая по 5 июня поет на все существующие голоса. Италия привезла в Россию в Перекрестный год двух стран свой саунд-арт - выставку "Итальянское искусство для прослушивания".
Саунд-арт можно трактовать как угодно широко: тут вам и эксперименты в электроакустике, и звуковое программирование, и любая новаторская презентация звука. Для России искусство итальянских мэтров звуковых инсталляций - Альфредо Пирри, Риккардо Бенасси, Донателлы Ланди, Веттора Пизани - не столь уж удивительно.
В 1920-х реформатор музыкального строя, сторонник музыки без музыкантов Арсений Аврамов призывал сжечь рояли и устраивал концерты сирен, заводских гудков, пушек и пулеметов.
Современные итальянские мастера саунд-арта подключили к игре со звуком световое представление, заставили звучать пространство. И это, пожалуй, самое интересное на выставке - перекликающиеся стены, пол и потолок, ощущение зазеркалья, вдруг обретшего голос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции