ЛАС-ВЕГАС (США), 20 мая - РИА Новости, Мария Табак. Участники завершившегося в четверг вечером Всемирного туристического саммита сошлись на том, что для успешного развития туризма в послекризисный период необходимы смягчение визовых режимов, максимальное упрощение процедур проверки в аэропортах и смещение центра внимания с хорошо освоенных туристических регионов на страны БРИК.
В центре внимания - БРИК
Бразилия, Россия, Индия и Китай - названия этих стран звучали на конференции чаще всего. Больше всего внимания как туристическое направление и особенно как источник туризма привлекает Китай. Это проявлялось на саммите даже на организационном уровне. Китайская делегация оказалась столь внушительной, что все семинары конференции синхронно переводились на китайский язык.
О своем интересе к крупнейшим развивающимся странам говорили, в частности, представители компаний Starwood Hotels&Resorts Worldwide, Marriott International, Diamond Resorts Holdings и Wyndham Worldwide.
Россия по степени внимания к ней со стороны мирового турбизнеса пока уступает другим странам БРИК, однако специалисты утверждают, что ее время еще придет.
"Россия в последние пять-семь лет стала крупным игроком в мировой туристической индустрии. Все смотрят на Россию как на ценный источник туризма. Ежегодно путешествуют более 40 миллионов россиян. Но еще важней количество туристов, посещающих Россию. Рост и в ту, и в другую сторону сохраняется. В прошлом году количество туристов из России выросло на 26%, что очень впечатляет - рост примерно как в Китае. И хотя по численности (туристов) Китай и лидирует, но ненамного. И это хороший знак, потому что показатели числа поездок в Россию и из России взаимосвязаны. Я много езжу по миру и вижу огромный интерес к России", - сказал в интервью РИА Новости генеральный секретарь Всемирной туристической организации (ЮНВТО) Талеб Рифаи.
Президент Marriott International Арне Соренсен в свою очередь назвал Россию одним из приоритетных направлений деятельности компании.
"Мы еще не вышли на российский рынок курортных комплексов, но очень хотели бы - по очевидным причинам. Мы бы хотели открыть и горнолыжные, и морские курорты в России. В Сочи было бы очень здорово (сделать это)", - признался глава Marriott International.
Одним из приоритетных направлений своей деятельности в ближайшие годы Россию считает и американская группа компаний Carlson, владеющая сетью отелей и ресторанов по всему миру.
"Семьдесят процентов наших гостиниц, которые будут строиться в ближайшие пять лет, находятся за пределами США. Наши приоритетные направления - Индия, Китай, Россия", - сказал в интервью РИА Новости президент группы Юбер Жоли.
"Для нас Россия - одно из наиболее приоритетных направлений, особенно в том, что касается гостиничного бизнеса, но у нас хорошее присутствие в России с ресторанами T.G.I. Friday's", - подчеркнул он, назвав строгий режим выдачи российских виз главным препятствием для развития деятельности в стране.
Визы прежде всего
Визовый вопрос стал лейтмотивом всей конференции. Участники, среди которых были главы крупнейших авиакомпаний, гостиничных сетей и представители администрации США, вновь и вновь возвращались к этой теме.
Признав, что туристический бизнес сильно пострадал от мирового финансово-экономического кризиса, лидеры рынка сошлись на том, что восстановить его можно путем снятия всех возможных преград для путешествий.
"Чем больше виз, тем больше людей в наших отелях", - так сформулировал ситуацию президент Marriott.
Участники семинаров говорили о необходимости дальнейшего расширения числа стран-членов американской программы Visa Waiver Program, позволяющей гражданам большинства стран ЕС находиться в США без виз в течение 90 дней.
Они буквально умоляли власти США и правительства других стран прислушаться к их просьбам, увеличить количество сотрудников консульств в Китае - главном источнике туризма на сегодняшний день - и максимально упростить для китайцев процесс получения виз.
В этом контексте постоянно поднимались и вопросы относительно смягчения визового режима между США и Россией и Евросоюзом и Россией. После саммита смело можно констатировать, что туристический сектор активно поддерживает любые инициативы, направленные на смягчение визового режима и отмену виз с Россией.
"Мы бы хотели, чтобы визовый режим был упрощен настолько, насколько это возможно. Это отвечает интересам как американцев, которые ездят в Россию, так и россиян, которые ездят в США. Мы бы хотели, чтобы визы можно было получить легко и быстро, чтобы процедура подачи документов на визу была простой и ясной заранее, чтобы визы выдавались на максимально долгий срок и не требовали поездки на собеседование, потому что иногда и американцам, и россиянам ехать до ближайшего посольства слишком далеко", - сказал Соренсен.
То же самое сказал РИА Новости и генсек Всемирной туристической организации Талеб Рифаи.
"Во время моего последнего визита в Москву в марте я отметил очень позитивные признаки. Я был очень рад услышать заявление премьер-министра РФ Владимира Путина, когда он сказал: давайте говорить не только о свободной торговле, но и о безвизовом режиме. Это именно то отношение, которое мы хотели бы чувствовать со стороны России", - подчеркнул Рифаи.
В качестве примера успешной отмены виз он привел действия Турции. "Полтора-два года назад Турция решила отменить визы для россиян. Количество туристов из России в Турции увеличилось в три раза. Я бы хотел того же и для России", - сказал он.
Самореклама России
Говоря о РФ, участники конференции сходились на том, что несмотря на рост числа туристов, посещающих страну, и российских туристов за рубежом, власти пока не научились в полной мере рекламировать Россию как туристическое направление.
"США недавно выделили средства Корпорации поддержки путешествий (Corporation for Travel Promotion). Впервые США стали рекламировать себя как направление. Скажем, много россиян приезжают сюда, но не все знают, сколько всего они могут здесь увидеть. Корпорация будет активно рекламировать США как туристическое направление именно в странах БРИК, рассказывать жителям этих стран о красотах нашей страны, Нью-Йорке, Вашингтоне, национальных парках, пляжах", - рассказала вице-президент Marriott Кэтлин Мэттьюс.
По ее словам, благодаря этой кампании в США надеются увидеть существенно больше россиян. "Это первая целенаправленная маркетинговая кампания. И российское правительство тоже должно проводить кампании, подобные этой и индийской Incredible India", - считает Мэттьюс.
Битва с властями США
Во время саммита достаточно тяжелый "бой" пришлось выдержать представителям администрации США - старшему советнику президента Валери Джарретт и министру внутренней безопасности страны Джанет Наполитано. Им обеим пришлось, во-первых, доказывать участникам саммита, что власти США поддерживают туриндустрию, а во-вторых - отстаивать необходимость утомительных процедур контроля в аэропортах, которые, по мнению некоторых участников конференции, отбивают у людей желание летать самолетами.
Представитель отеля-казино Venetian (Лас-Вегас) отметил, что высказывания президента США двухгодичной давности о нежелательности командировок бизнес-лидеров с Уолл-стрит в Лас-Вегас стали ударом для жителей Невады.
"Если вы обратитесь к тому, что говорил президент США на протяжении последних двух лет, в том числе в Лас-Вегасе, вы поймете, что он очень поддерживает туристический сектор и командировки тоже. Он говорил о другом - о том, что нельзя использовать на командировки средства из кармана налогоплательщиков, выделенные на поддержку бизнеса в период экономического кризиса. И он (президент США) говорил это уже некоторое время назад", - парировала Джарретт.
Она заверила, что Вашингтон обязуется делать все для развития туриндустрии, и пообещала взять на вооружение некоторые идеи, высказанные во время совместного ужина главами туристических компаний.
Не менее жесткие нападки выдержала и Наполитано. Комментируя слова главы компании American Express Кеннета Чено о том, что длительные проверки в аэропорту не только неэффективны с точки зрения безопасности, но и отвращают людей от перелетов, Наполитано сказала: "Один взорванный самолет будет стоить гораздо больше, чем убытки от того, что кто-то откажется от перелета из-за долгих проверок". "Если люди не будут чувствовать себя в безопасности, они тоже будут меньше летать", - заключила она.
Вместе с тем министр рассказала, что транспортники сейчас работают над тем, чтобы максимально упростить процедуру досмотра. Ее сообщение, что в настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы пассажирам не приходилось снимать обувь во время проверок, был встречен громкими аплодисментами.
Третий представитель администрации, глава Минтранса Рэй Лахуд заверил присутствующих, что США скоро ждет транспортная революция, которая пойдет на пользу турбизнесу. "Мы делаем исторические инвестиции в совершенствование систем "легкого метро", высокоскоростных железных дорог, трамваев", - напомнил он.
Лахуд также отметил, что власти США, совершенствуя транспортную систему страны, планируют связать ее составные части так, чтобы облегчить пассажирам путешествия с пересадками. "Планируя будущее нашей страны, мы прекращаем практику создания изолированных друг от друга транспортных систем. Все, что мы строим (у себя в стране): аэропорты, железнодорожные системы, метро - должно быть связано так, чтобы туристы из Европы или Азии прилетали, сразу в аэропорту садились на поезд или автобус и ехали к месту назначения. Это облегчит пассажирам передвижение и будет экономически эффективно", - сказал Лахуд.
Черногория и Япония - туризм будущего
Во время саммита были обнародованы результаты нескольких исследований, заказанных Всемирным советом по путешествиям и туризму. Согласно одному из них, в ближайшие 10 лет Черногория будет самой быстроразвивающейся страной в мире в туристическом секторе.
"Результаты говорят сами за себя. Наш прогноз отражает огромные успехи, которых добились правительство и министерство туризма Черногории за последние 10 лет. Они сумели создать серьезную основу для стабильного развития туризма и освоения новых сфер на рынке", - сказал глава Совета Дэвид Скоузилл на пресс-конференции в рамках саммита.
Согласно результатам исследования, в 2010 году доля туристического сектора и доходов от путешествий составила 15,7% от ВВП Черногории. В 2011 году доля составит 17,2%, в 2021 году, то есть через 10 лет - 36,3%, или 1,9 миллиарда евро.
Помимо Черногории, важное место в беседах участников саммита заняла Япония. Авторы исследования, посвященного оценке последствий недавнего катастрофического землетрясения для туристического сектора, пришли к выводу, что именно туризм способен помочь Японии восстановиться в максимально краткие сроки. Участники саммита всячески выражали готовность инвестировать в развитие туриндустрии Японии и тем самым способствовать возвращению страны в бизнес.
Обсудить результаты своих усилий они смогут через год - на следующем, 12-м Всемирном туристическом саммите, который пройдет 17-19 апреля 2012 года в Токио.