НЬЮ-ДЕЛИ, 19 мая - РИА Новости, Евгений Безека. Индийское правительство приняло противоречивое решение впервые с 1931 года включить вопрос о кастовой принадлежности в вопросник переписи бедняков, говорится в сообщении правительственной пресс-службы.
После обретения независимости в 1947 году Индия провозгласила курс на строительство бескастового общества, но даже спустя более 60 лет традиционные сословия - касты - остаются важным фактором в общественной жизни страны.
Предыдущий учет граждан, живущих за чертой бедности, проводился в 2002 году, но о кастах тогда не спрашивали. Нынешнюю перепись планируется завершить до декабря 2011 года. Полученные данные будут использованы при подготовке социальных программ на 2012-2016 годы, говорится в сообщении.
Как полагают эксперты, своим решением правительство фактически расписалось в том, что победить кастовые предрассудки так и не удалось. Вместе с тем, полученные данные позволят уточнить численность представителей "списочных" каст (занесенных в специальные списки получателей льгот) и так называемых "прочих отсталых каст", которым по законодательству положены квоты при поступлении в вузы и приеме на работу в государственные учреждения.
"Вообще-то спустя 60 лет после независимости мы вообще не должны упоминать о кастах, но, к сожалению, кастовая принадлежность остается важным фактором нашей жизни, наше общество по-прежнему разделено", - прокомментировал решение правительства профессор социологии Бенаресского индусского университета Манджит Кумар Чатурведи.
Вместе с тем, продолжил он, перепись "поможет нам лучше понять себя; понять, как изменилось положение каст; в некоторых случаях выявить завышенные данные о некоторых сообществах; выработать индивидуальный подход".
Профессор делийского Университета имени Джавахарлала Неру Анурадха Ченой считает, что эта перепись улучшит положение представителей "прочих отсталых каст", которые еще не получили государственные льготы.
"Представители списочных каст и списочных племен уже имеют определенные льготы. Правительство давно обещало предоставить аналогичные льготы "прочим отсталым кастам", у которых их нет, но все упиралось в отсутствие статистики", - полагает Ченой.
По ее мнению, отрицать влияние кастовой принадлежности на жизнь индийского общества не имеет смысла, поскольку оно очевидно.
"Так сложилось, что высшие посты и в частных компаниях, и в госучреждениях занимают преимущественно выходцы из высших каст, доля представителей низших каст среди них ничтожна. Это заметно даже в нашем университете - наиболее образованные являются выходцами из брахманских каст", - сказала Ченой.
Она считает беспочвенными опасения, что льготами для бедняков смогут воспользоваться привилегированные элементы внутри "отсталых" каст.
"Численность таких элементов внутри низших каст ничтожна", - сказала Ченой.
Кастовая иерархия в индийском обществе сложилась на основе четырех основных сословий - варн, принадлежность к которым определяется рождением: жрецов брахманов, воинов кшатриев, рядовых соплеменников вайшиев и шудр - слуг общины. Межкастовые браки в Индии заключаются крайне редко. В ряде районов северной Индии продолжаются действовать кастовые советы, члены которых пресекают любые отступления от этих традиций.