КИЕВ, 18 мая - РИА Новости, Марина Шмаюн. Уголовное дело против экс-премьера Юлии Тимошенко в связи с подписанием с ее санкции газовых контрактов 2009 года практически завершено, но оно не может быть передано в суд, поскольку Тимошенко намеренно затягивает и срывает следственные действия, заявил в среду первый заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин.
В 2009 году главы украинского "Нафтогаза" и российского "Газпрома" подписали два контракта - транзитный и на поставку газа Украине. Прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении экс-премьера, касающееся подписания в 2009 году газовых контрактов с РФ, в рамках которого экс-премьера обвиняют в превышении власти, что причинило ущерб государству. В Верховной Раде создана временная следственная комиссия (ВСК) по вопросам расследования обстоятельств подписания газовых соглашений о наличии признаков государственной измены в сфере экономической безопасности Украины.
"На сегодняшний день, фактически, расследование этого уголовного дела следователем прокуратуры завершено", - сказал Кузьмин в ходе очередного заседания ВСК.
Он также добавил, что дело не может быть передано в суд из-за того, что Тимошенко в последние недели постоянно срывала следственные действия. В частности, он напомнил, что она должна была приехать в прокуратуру во вторник утром, однако ее представитель заявил, что она не сможет этого сделать из-за простуды.
"Для направления дело в суд необходимо предъявить Тимошенко обвинение, ознакомить ее с материалами дела и направить его (дело) в суд", - пояснил первый заместитель генпрокурора.
Кроме того, Кузьмин не исключил, что может быть изменена мера пресечения для Тимошенко, если она и дальше будет затягивать следственные действия. Также, по его словам, следовать будет вынужден ограничить сроки ознакомления с делом, согласно недавно принятому закону.
В апреле президент Украины Виктор Янукович подписал закон об ограничении сроков ознакомления обвиняемого с уголовным делом. Согласно новому закону, в случае промедления с ознакомлением с материалами дела со стороны обвиняемого или его защитника следователь или прокурор вносят в суд по месту проведения следствия соответствующее представление. На постановление судьи прокурором, потерпевшим, его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями может быть подана апелляция. Представление апелляции не останавливает исполнения постановления судьи.
Кузьмин также напомнил, что, по мнению следствия, ущерб, причиненный украинскому государству из-за подписания газовых соглашений 2009 года, составил 3, 5 миллиарда гривен (около 375, 62 миллиона долларов).
По словам первого заместителя генерального прокурора, бывший глава "Нафтогаза" Олег Дубина не собирался подписывать данные газовые соглашения, однако сделал этот под давлением Тимошенко, а также под угрозой увольнения, если он этого не сделает.
Киев и Москва вели переговоры о поставках газа на Украину и его транзите в Европу в конце декабря 2008 года, однако они закончились ничем - по информации "Газпрома", президент Виктор Ющенко лично отозвал из Москвы главу "Нафтогаза" Олега Дубину. Первые дни 2009 года вошли в историю как период "газового конфликта", когда РФ прекратила поставки газа на Украину из-за отсутствия контракта, а затем и в Европу, так как Киев отбирал для своих нужд определенные объемы направляемого туда топлива. Конфликт завершился подписанием контрактов 19 января в Москве. Ющенко обвинил Тимошенко в невыполнении его директив на ведение газовых переговоров, а также назвал подписанные соглашения невыгодными для страны.
Глава временной следственной комиссии (ВСК) по вопросам расследования обстоятельств подписания газовых соглашений Инна Богословская ранее заявляла, что все директивы, на основе которых подписаны газовые контракты, были сфабрикованы. Богословская объяснила, что директивы могли появиться на основе решения кабинета министров (за них должна была проголосовать большая часть правительства Украины) и это решение кабмина должно было быть оформлено соответствующим распоряжением. Однако, по словам Богословской, все члены правительства Тимошенко были против таких директив и отказались голосовать за них.