Орла зовут Витория. Специально обученный человек вполголоса подает команду, и птица взмывает с его плеча. Сделав круг над ревущими трибунами, хищник садится на клубный щит — в точности так, как это нарисовано на гербе "Бенфики". Только после этого начинается матч. Ритуалу много лет — гораздо больше, чем нынешней домашней арене клуба — стадиону "Да Луш". Наверное, когда нибудь, исчерпав фантазию при устройстве предматчевых шоу, примеру своего исторического соперника последуют и "Спортинг" с "Порту". Первые будут выпускать на поле живого льва, а вторые — дракона.
Если дракон будет португальским, приручить его не составит труда. Дышать огнем он будет только в дни матчей с "Бенфикой". Как ни удивительно, португальцы ведут себя на стадионах достаточно разумно и бесконфликтно, что абсолютно не свойственно другим южноевропейцам. Хотя футбол в Португалии любят безмерно. Говорят, что умонастроения и образ жизни португальцев определяют три незыблемых института: католическая церковь, социал-демократическая партия и "Бенфика". А поскольку социал-демократы проиграли недавно выборы, последнюю составляющую триады можно поднять на одну позицию. Особенно если рассматривать понятие "Бенфика" как собирательное. То есть вместить в него все, что имеет отношение к оппозиции "Бенфики" ("Спортинг" и "Порту"), к национальной сборной, да и к футболу вообще.
Когда по страницам российской спортивной прессы пронесся клич "Догоним и перегоним Португалию в таблице коэффициентов УЕФА", его авторы, похоже, не очень представляли себе, с кем связались. Как раз по жребию в Москву пожаловал "Порту" и спокойно, но уверенно обыграл ЦСКА, а спустя некоторое время — уже с большим шумом — "Спартак". Суммарный счет четырех матчей (включая сыгранные в Португалии) оказался 4:13 не в пользу российских команд. Заодно с "Порту" в полуфинал Лиги Европы вышли и "Бенфика" с "Брагой". В последний раз три клуба из одной страны играли в полуфинале Кубка УЕФА (предшественника Лиги Европы) 31 год назад. Страной этой была Федеративная Республика Германия.
Российские-слэш-советские команды — для сравнения — доходили до полуфинала три раза за всю историю этого турнира. А вот еще материал для сравнений: тренером номер один в мире (условно, конечно) сейчас считается специалист из Португалии, а его возможным преемником в этом качестве — другой португалец. Сборная этой страны в середине последнего десятилетия стала второй в Европе и четвертой в мире — не по неким мифическим рейтингам, а по конкретным достижениям на крупнейших турнирах. Лучшим футболистом последнего российского сезона назван опять таки португальский игрок. Достаточно? А можно еще вспомнить достижения молодежных и юниорских сборных. С учетом того, что о многомиллионных субсидиях нефтяных концернов и госкорпораций в Португалии никто не слышал, в соотношении "цена – качество" — точнее, "вложения – отдача" — у них вырисовывается очень даже положительное сальдо.
Главным вложением государства (правда, не этого, а того еще — средневекового) было снаряжение морских экспедиций в направлении Вест-Индии. Да и Африки, в общем то, тоже — Эйсебио и Колуна были выходцами из Мозамбика. Нынешнее благополучие (а для кого то, наоборот, проблема) многих европейских футбольных держав так или иначе связано с бывшими колониями. Но тут все дело в том, какие это колонии. Кто то беспошлинно ввозит лучших (а с ними и посредственных) игроков из Украины и Молдавии, кто то — из Туниса и Алжира, а кто то — из Бразилии.
Насчет лучших — это, конечно, преувеличение: первосортные бразильские мастера еще задолго до наступления эпохи футбольного глобализма находили себе клубы и побогаче португальских. Но когда экспорт игроков из Южной Америки достиг промышленных масштабов, именно португальцы получили возможность черпать из бездонного бразильского источника практически задаром и без ограничений. Никаких объективных сложностей у мигрантов нет — взаимосвязь футбольных культур прочна, и бразильскому парню, приехавшему, скажем, в Брагу или Коимбру, не требуется ни дня на адаптацию. Языкового барьера нет как такового, различия в бытовых условиях и климате минимальные, а главное — сама футбольная среда ровно та же самая. Случается, даже болельщики путают гражданскую принадлежность того или иного игрока.
Не зря португальцев еще в 1960 е годы прозвали "европейскими бразильцами". То, что мы имеем в виду под бразильской философией игры, в значительной мере было уже тогда присуще и португальскому футболу. Сейчас — тем более.
Одна из составляющих этой философии — готовность играть в футбол где угодно, когда угодно и в каких угодно количествах (невзирая на наличие и размеры контракта). Максимум соревновательности. Ни в Бразилии, ни в Португалии не любят длинных сборов. Да и коротких не любят. Как сказал один тренер, "если бы режим концентрации влиял на результат, сборная тюрьмы стала бы чемпионом мира". Зато участвовать в различных турнирах дети начинают с четырех-пяти лет. Это ничуть не преувеличение. Такие турниры называют "чемпионатами молочных зубов". Это истоки. Отсюда "растут" успехи юношеских и молодежных команд. На возрастном уровне U20 долгое время только португальцы и могли конкурировать с Бразилией и Аргентиной.
У португальских юниоров действительно есть заведомое преимущество перед, скажем, немецкими или российскими сверстниками. Преимущество в соревновательном опыте. Они просто гораздо раньше попадают в профессиональный футбол, и вот почему. Насытив игроками внутренний рынок, Португалия постепенно сама превратилась в футбольного экспортера и основательно оккупировала эту нишу (Криштиану Роналду, Нани, Рикардо Куарежма, Симао, Луиш Боа Морте, Мигел — это воспитанники одной только академии "Спортинга", играющие сейчас по всей Европе, в том числе и в суперклубах). Не имея финансовой возможности удерживать у себя игроков, чей талант перерос уровень национального чемпионата, клубы вполне освоили процесс регенерации. На место уехавшей звезды заступает очередной кандидат из кантеры (футбольной академии) или новый пришелец из Латинской Америки. И дальше идет цепная реакция: 16 – 17 летний игрок попадает в состав, и его футбольное созревание — или, если хотите, взросление — происходит куда раньше, чем в стране, не ориентированной на массовый экспорт футболистов.
В этом, разумеется, есть определенный минус для самих клубов — текучесть кадров настолько высока, что сохранять конкурентоспособность из сезона в сезон очень сложно. Тем не менее каждый в своей нише существует вполне сносно. Вот, например, "Брага", получив в распоряжение новейший стадион, построенный к Евро-2004 (кстати, ошибочно считать, что этот турнир как то "катализировал" португальское футбольное чудо — первая сборная претендовала на европейский титул и четырьмя годами раньше, а "молодежка" дважды выиграла чемпионат мира еще в прошлом веке), с тех пор не пропускает ни одного евросезона. И забирается в континентальных турнирах все выше и выше. Собрав у себя нескольких едущих с ярмарки ветеранов (разумеется, из числа бразильцев) и объединивих усилия волею бывшего знаменитого форварда сборной, а ныне тренера Домингуша Пасьенсии, "Брага" очередную еврокубковую кампанию провела с блеском. Победы над "Селтиком", "Севильей", "Арсеналом", "Ливерпулем" и киевским "Динамо" привели клуб в полуфинал Лиги Европы. И кто поручится, что в ближайшие годы путь "Браги" не повторят "Гимарайнш" или "Насьонал"?
Наверное, лишь клубы "большой тройки" не лишены возможности долгосрочного планирования, и то с оговорками. Они достаточно состоятельны, чтобы, во первых, удерживать у себя хотя бы некоторых игроков уровня сборной, а во вторых — вести целенаправленную селекцию. Суммы трансферов не поразят российского футбольного обывателя: к примеру, колумбиец Радамель Фалькао Гарсия был куплен у "Ривер Плейта" за 5,5 млн евро, и то потому так дорого, что "Порту" в последний момент перехва тил его у "Бенфики". Для "Спартака" или "Зенита" это, наверное, слишком мелкий масштаб. Впрочем, скоро Фалькао будет стоить и все 20 миллионов…
Широко распространена и практика покупки части прав на игрока. Так, аргентинца Эдуардо Сальвио "Бенфика" взяла в аренду у мадридского "Атлетико", а заодно "вложилась" в него на 20 процентов. Сальвио уже забил за лиссабонцев в Лиге Европы, что клубу выгодно во всех отношениях — рыночная цена нападающего поднялась на несколько пунктов.
Политику "дешево купить — дорого продать", судя по результатам, наиболее эффективно ведет "Порту", в котором вот уже три десятилетия пре зидентствует Жорже Нуну Пинту да Кошта. С ним "драконы" выиграли 18 чемпионатов Португалии, два Кубка европейских чемпионов, Кубок УЕФА и много чего еще. Он смог минимизировать потери, когда вслед за Жозе Моуринью ушла половина игроков "золотой" команды, и спустя всего несколько лет вывел клуб на прежний уровень. Причем сам за это время едва не был изгнан из футбола. Пинту да Кошта по прозвищу Папа, в отличие от своего ватиканского "тезки", далеко не безгрешен — он был главным фигурантом разразившегося в 2007 году скандала "апиту дораду" ("золотой свисток"), этакого португальского варианта "кальчополи". В конечном итоге, однако, Папа открутился ото всех обвинений, равно как и клуб отделался снятием ничего не решавших 6 очков, в то время как, например, "Боавишта", чемпион 2001 года, была изгнана в третий дивизион.
По сути дела, именно Пинту да Кошта открыл Европе Жозе Моуринью. Вообще то доверием к молодым специалистам теперь уже никого не удивишь: в Германии побеждает Юрген Клопп, в Испании — Хосеп Гвардиола, во Франции — Дидье Дешам. Пример Моуринью замечате лен тем, что в принципе ставит под сомнение полезность каких бы то ни было тренерских академий, курсов или школ. Допустим, Жозе — все таки феномен, special one. Но Пинту да Кошта, видимо, хочет поставить производство тренеров-самоучек на поток. Для него факт личного общения с Бобби Робсоном и работа ассистентом у Моуринью в трех клубах — вполне достаточная рекомендация для того, чтобы доверить человеку команду. И что самое удивительное — темпы нынешнего взлета "Порту" с Андре Виллаш-Боашем даже опережают те, что были при дядюшке Моу! В первый же год работы Виллаш-Боаш не проиграл вообще никому! То есть формально команда потерпела два поражения: в кубке страны от "Бенфики" и в Лиге Европы — от "Севильи", но это были двухраундовые противостояния, и "проигрышный" счет "Порту" устраивал. По сумме оба раза "драконы" проходили дальше. А в национальном чемпионате команда установила новый рекорд по набранным за сезон очкам.
Разумеется, настоящей проверкой для "Порту" станет Лига чемпионов следующего сезона. Впрочем, это еще кто кого будет проверять. Если Пинту да Кошта сохранит, а то и точечно укрепит состав, если Виллаш-Боаш не захочет бросать дело на полдороге (по слухам, у него есть уже несколько предложений, в том числе от "Ливерпуля"), то трепетать придется "Барселоне", "МЮ" и прочим европейским грандам. Кто ж не устрашится выпущенного на волю огнедышащего дракона?
Текст опубликован в июньском номере журнала Total Football.