Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Франция по-фински

© Фото : Личный архив Юрия ГладильщиковаЮрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
Вчера вечером Каннский фестиваль чествовал Жана-Поля Бельмондо. В официальном пресс-релизе, распространенном фестивалем, он назван величайшим французским актером всех времен наряду с Жаном Габеном и Мишелем Симоном. Само чествование, поводом к которому стал показ документального фильма "Бельмондо: путь", проходило во втором по размеру зале "Дебюсси". Но поднимался Бельмондо по главной красной лестнице перед залом "Люмьер"...

Вчера вечером Каннский фестиваль чествовал Жана-Поля Бельмондо. В официальном пресс-релизе, распространенном фестивалем, он назван величайшим французским актером всех времен наряду с Жаном Габеном и Мишелем Симоном. Само чествование, поводом к которому стал показ документального фильма "Бельмондо: путь", проходило во втором по размеру зале "Дебюсси". Но поднимался Бельмондо по главной красной лестнице перед залом "Люмьер" - под музыку Эннио Морриконе из фильма "Профессионал". Народу была тьма. У красной лестницы вечерами всегда тьма, но тут даже и не понятно, сколько тысяч. Вместе с Бельмондо приехали такие знаменитые артисты как Жан Рошфор и Жан-Пьер Мариэль, которые, оказывается, его сокурсники.

И, если можно, не стану добавлять никаких комментариев. Потому что все было сделано правильно. А все равно оставило чувство печали. Что касается собственно картины, то она похожа на многие другие работы о больших актерах (биография, кадры из фильмов, интервью с ним и о нем). Занятна фигура автора. Режиссер фильма Джефф Доменек - по профессии ресторатор. Когда-то он случайно познакомился с режиссером Жоржем Лотнером (тем самым, что и снял "Профессионала"), а через него с Бельмондо - и они стали друзьями. В одиночку Доменек с картиной бы не справился, поэтому пригласил в сорежиссеры опытного документалиста и киноведа Венсана Перро.

О конкурсе: появился еще один фаворит. Теперь их список (до сегодняшнего показа "Меланхолии" Ларса фон Триера) выглядит так: "Мальчик на велосипеде" Дарденнов, "Артист" Хазанавичуса, "Древо жизни" Малика, "У нас есть Папа" Моретти и - вот новое! - "Гавр" Аки Каурисмяки. Легендарный финский режиссер на сей раз снял картину во Франции и на французском. Но это фирменный фильм Каурисмяки, в котором, помимо французских, заняты многие его постоянные актеры. Действие фильмов Каурисмяки всегда происходит в вымышленной Финляндии. В ней обитают немногословные люди, которые если уж изредка выдадут фразочку, то такую, что покатываешься от хохота. Эти хорошие люди привыкли скрывать свои чувства, упорно сопротивляются обстоятельствам и совершают при этом поступки глупые, но трогательные. Эти люди живут, безусловно, сегодня, но в интерьерах, каких нет. Они слушают пластинки на радиолах образца 1950-х. Их окружает скромная дряхлая мебель, какую не встретишь и в российской глубинке, а найдешь разве что… Да-да, во Франции: в двухзвездочных отелях от Парижа до Ниццы. Существует расхожее определение, что Каурисмяки изображает Финляндию дотелевезионной эры. Теперь он взял и перенес эту Финляндию во французский Гавр.

Неожиданно то, что в фильме про вымышленную страну есть доля непривычной для Каурисмяки политактуальности: герои фильма спасают от полиции мальчика - нелегального иммигранта из Африки. Но это нисколько не ломает стиль Каурисмяки. Дело не в актуальности, а в самих героях. В способности людей к взаимовыручке, в которую Каурисмяки упорно верит. Как всегда, за счет юмора и легкой умышленной нарочитости он достигает в "Гавре" изумительной искренности. Веришь в правдивость происходящего, в то, что на свете действительно есть простые хорошие люди, готовые на простые хорошие поступки. Кого нет в этом фильме Каурисмяки - так это русских, которые у него всегда симпатичны. Зато собаку главного героя зовут Лайка.

Наверное, "Гавр" не лучший фильм Каурисмяки. Для меня лучшими остаются "Жизнь богемы", "Юха" и "Человек без прошлого", за которого Каурисмяки получил в Канне Гран-при. Но зал по ходу дела часто смеялся, а в конце устроил "Гавру" громкую овацию. На выходе в фойе я обнаружил столпотворение: кого-то снимали на мобильные телефоны. Оказалось, я опять наткнулся на президента жюри Роберта Де Ниро, но на сей раз и на других его представителей, включая Уму Термен, которую у нас именуют Турман.

И в голове возник простой вопрос, который прежде почему-то не возникал: насколько сильно влияет на жюри реакция зала? На многих других фестивалях жюри не смотрит фильмы вместе с публикой. Иногда вообще смотрит на дисках. Но Канне все по-честному, условия для жюри боевые, натуральные. Помог ли зал Роберту и Уме понять Каурисмяки, который по своему стилю и юмору им, скорее всего, не должен быть близок?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала