Первый фотограф и один из основателей легендарного журнала The Rolling Stone Бэрон Уолман (Baron Wolman), выставка которого открылась в столичной галерее "Победа", рассказал РИА Новости, куда приглашал его Майлз Дэвис, почему Дженис Джоплин пела у него дома и как смеялся Владимир Набоков. Беседовала Анна Загородникова.
- Начну сначала, как вы пришли в The Rolling Stone?
- Мы встретились на музыкальной конференции по рок-н-роллу в колледже для девочек в Окленде. Там я познакомился с основателями журнала, они как раз собирались его делать. Меня позвали фотографом, правда, денег у них не было, но я согласился снимать бесплатно. Вы знаете, многие положительно реагировали на идею создания журнала, но не понимали реальное положение дел. Это было в апреле 1967 года, а первая статья вышла уже в октябре 1967 года.
- Но вы ушли из журнала через три года?
- Захотелось делать что-то новое. Я основал журнал о моде, открыл издательскую компанию, купил самолет и начал фотографировать с неба. Мои интересы меняются с направлением ветра. Работа в The Rolling Stone - была потрясающей и интересной. Я иногда задаю себе вопрос: "Что, если бы я остался в Rolling Stone"? Ничего, отвечаю сам себе. Бизнес в сфере музыки стал более важным, чем сама музыка, а при таком раскладе мне не интересно.
- Вы привезли в Москву фотографии, в том числе, знаменитых рок-музыкантов. Что было самым сложным в работе с ними?
- Заставить их расслабиться. Я часто говорил Дженис Джоплин: "Это не страшно, не к стоматологу же идти". Она смеялась, а я в это время снимал. Но однажды, она пошла к зубному, а потом пришла ко мне. Тогда уже я не мог пошутить про стоматолога, потому что она считала, что отвратительно выглядит с распухшей от укола щекой. Вообще, с Дженис связана одна из самых удивительных историй. Она жила рядом со мной, и мы дружили. И как то в журнале попросили сделать с концерта Дженис цветной снимок, а тогда мы печатали только черно-белые. Я позвонил Дженис, рассказал ей, но она ответила, что концертов в ближайшее время не будет. Мы решили, что она просто придет ко мне в студию, принесет микрофон и сделает вид, что поет. Она пришла, принесла с собой небольшой магнитофон с музыкой и микрофон. Сначала Дженис просто что-то тихо нашептывала, потом стала петь чуть громче и через пять минут пела так, как будто на сцене. В моей студии! В течение одно часа - концерт только для меня. Это было потрясающе и невероятно.
- А вот этот снимок с Майлзом Дэвисом?
- О, здесь тоже была история. Когда я пришел к нему, было немного страшно, все знали, что он не любит белых. Но мы отлично провели время. После съемки Майлз предложил мне поехать с ним на бокс. "Ты в отличной форме, пойдем побоксируем со мной на ринге". Я растерялся. В итоге, мы залезли в его красное Ferrari и поехали на тренировку. Тогда он мне объяснил, что когда исполняет музыку, все время думает о боксе. И если вы внимательно вслушаетесь в его песни и представите Дэвиса на ринге, то услышите это. Здорово, да?
- А как вы их расслабляете?
- Десять минут расслабленной беседы вначале фотосессии. Я смотрю на то, как меняется лицо человека, как на него падает свет. Когда я был наедине с моими героями, я старался увидеть и запечатлеть их душу. И требовалось время, чтобы посидеть с ними, и поговорить об их жизни. И вот говоря о своей истории и жизни, их лица менялись.
- Я нашла на вашем сайте фотографию Набокова, как вам удалось ее сделать?
- Мне предложили сделать фотографии для Esquire, и дали список. В нем оказался Набоков. Моим редакционным заданием было сфотографировать их, когда они будут смеяться. Я приходил к ним и просто говорил, что они должны смеяться. Это было непростым заданием. Кто-то из них и, правда, смеялся, кто-то лишь притворно улыбался. Грэм Грин отлично сыграл, но Набоков был лучше всех. Получились неплохие снимки, а?
- В общем да, по-хорошему сумасшедшие. Кстати, о сумасшествии - вы не встречались в The Rolling Stone с Хантером Томпсоном?
- Нет, я ушел из журнала за шесть месяцев до того, когда он туда пришел. Однажды я встретил его в офисе, увидел и подумал: "Ах, это Хантер Томпсон. Сумасшедший парень. Очень талантливый и совсем сумасшедший".
- Что вы рассказываете на мастер-классах?
- Как трудно теперь быть фотографом. О том, что почти у каждого есть фотоаппарат, и о том, что вам придется конкурировать со всеми на планете. Я показываю видео и презентации, рассказываю истории и отвечаю на вопросы. Вот, у вас какой вопрос?
- Как стать знаменитым сегодня фотографом?
- Есть тенденция, которая мне не нравится, это когда ты начинаешь вращаться в кругу фотографов, галеристов. Они могут тебе внушить, что ты фантастически хорош, ты становишься их героем и их звездой. Это один из вариантов, есть и другой - вас напечатают в журнале, редакторы дадут ход тому, что им нравится. Кстати, в августе в Москве пройдет Portfolio Review, организованное Houston Center for Photography. Они ищут неизвестных российских фотографов. Надо лишь отправить свое портфолио, и если оно им понравится, они расскажут о вас в музейной и галерейной среде, и может быть, вы станете успешным.
- Есть ли у вас еще какие-нибудь профессиональные секреты?
- Вы должны быть очарованы вашей камерой, отлично ее знать и понимать, что можно из нее "выжать". И еще один совет. Если вы смотрите на людей, особенно когда они двигаются, то рано или поздно они повторят те или иные движения. Например, музыкант во время припева делает что-то необычное и потрясающее, а вы упустили. Надо быть готовым к следующему припеву, когда он, скорее всего, повторит свое движение. Так вы сделаете отличную фотографию. Часто фотографы отвлекаются и смотрят в камеру на сделанные снимки, это неправильно, вы должны постоянно участвовать и заранее быть готовым нажать на кнопку еще до того, как что-то произошло.
- Это, пожалуй, самый распространенный вопрос, но я его задам, как вам дался переход на цифру?
- К этому момент я уже перестал фотографировать. Цифровая фотография привлекла меня, когда я увидел, что люди делают снимки и перебрасывают их на экраны компьютеров. Я понимал, что это и есть демократизация фотографии. Но усилилась конкуренция, с хорошими кадрами теперь сложно добраться до "верха".
- Что стало с самой фотографией?
- Ее стало очень много, так много, что даже непонятно, где же хорошие снимки. Вы осматриваетесь и думаете: "Что за сумасшествие здесь происходит?". Но большинство из фотографий, которые делают сейчас - ерунда. Многие из них достойны помойки. Цифра - это лишь инструмент, но она изменила природу фотографий в мире.
- Все-таки вы фотограф, почему вы перестали фотографировать?
- Более ценно делиться старыми фотографиями, чем делать новые. Сейчас существуют миллионы новых фотографий. Вы не можете сделать снимки тех, кто умер. Например, Джимми Хендрикса. А я его фотографировал. Тогда для меня они были лишь молодыми музыкантами, прекрасными людьми, которые жили неподалеку - Дженис Джоплин, Стив Миллер. Так что я делал снимки друзей, а не музыкальных икон.