Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Взрыв около здания школы пограничников, совершенный боевиками "Аль-Каиды" в отместку за ликвидацию бен Ладена и унесший жизни не менее 85 человек, открывает новую страницу в истории международного терроризма. "Аль-Каида" доказывает, что может "работать" и без привычного лидера.
Похоже, происходит то, чего следовало больше всего опасаться: лишившись центральной фигуры, террористические сети окончательно переходят на "автономный режим", становясь от этого еще более опасными.
В этом плане весьма характерен призыв, размещенный на днях медиа-центром "Аль-Каиды": "Мы говорим каждому мусульманину-моджахеду: если вам представится благоприятный случай, не упускайте его. Не консультируйтесь ни с кем, а просто убивайте американцев и уничтожайте их экономику", – цитирует злодеев "Нью-Йорк таймс".
Если учесть, что организации "Аль-Каиды" давно уже распространились в Северной Африке (среди затронутых стран называют Египет, Ливию, Алжир, Нигер, Мали, Мавританию и другие), в Европе (Германия и Испания), на Ближнем Востоке и в Средней Азии (особенно сильна организация в Йемене, весьма опасна и ячейка в Узбекистане), картина возникает безрадостная. Обеспечить безопасность на столь обширном фронте вряд ли смогут даже самые мощные спецслужбы. Террористическая "матка" в Афганистане и Пакистане, накрыть которую и призвана была начатая в этих странах в 2001 году международная операция, не только не истреблена, но дала мощные ростки в других частях света, охотно оседлав и "революционную" волну в арабских странах. Да и в Афганистане и Пакистане западному присутствию сегодня сопротивляются не только талибы, но и афганская группировка Сиражуддина аль-Хаккани, а также организация "Лашкар-и-Тайба" (организатор теракта 2008 года в Мумбае) и многие другие.
Хотя американские спецслужбы гордятся захватом компьютеров бен Ладена, вряд ли гидра действительно обезглавлена. Да, кого-то из исполнителей удастся идентифицировать. Следы остались, хотя террорист номер один направлял деятельность "Аль-Каиды" через гонцов, славших его сообщения через компьютеры в Интернет-кафе, чтобы не "вывести" американцев на дом в Абботабаде. Возможно, на жестких дисках в доме бен Ладена осталась информация. Но руководить терактом через гонцов невозможно: слишком долго. Значит, скорее всего бен Ладен посылал общие инструкции. А за последние 20 лет теоретиков в деле террора появилось великое множество, так что даже если первый "сменщик" - египтянин Айман аз-Завахири – в чем-то не разберется, в молодых советчиках и дублерах недостатка у него не будет.
Но главное оружие "Аль-Каиды" – это раскол ненавидимого ей цивилизованного мира. Единства нет даже в страдающем более всего от деятельности "Аль-Каиды" Пакистане. Президент Асиф Али Зардари, находившийся в момент теракта с визитом в Москве, осудил террористов, при помощи двух смертников уничтоживших 85 курсантов погранслужбы – ни в чем не повинных вчерашних крестьян, отправлявшихся в отпуск после 6 месяцев призывной службы. Между тем вся американская пресса возмущается тем, что пакистанские спецслужбы поддерживают связи с террористами, когда-то помогавшими США и пакистанскому диктатору Мухаммаду Зия уль-Хаку вести борьбу с советскими войсками в Афганистане. Очень разочаровывает американцев и командующий пакистанской армией Ашфак Первез Каяни, намекнувший, что еще одного американского рейда, подобного операции по бен Ладену, Пакистан на своей территории не потерпит. Его США также открыто подозревают в двойной игре с талибами. А если учесть, что президент Афганистана Хамид Карзай называет талибов "братьями во гневе" и яростно критикует США, опереться американцам становится и вовсе не на кого.
В этих условиях недоверчивая политика США и ЕС в отношении России, их стремление ограничить ее влияние в Средней Азии выглядят довольно абсурдными рудиментами "холодной войны". Президент Пакистана во время своей вчерашней встречи с российским коллегой Дмитрием Медведевым показал, как легко преодолеваются эти стереотипы. Пакистан, счет которого к Советскому Союзу после афганской войны был побольше, чем у американцев (именно в эту соседнюю мусульманскую страну бежали афганские беженцы), сегодня намерен развивать свои газовые месторождения вместе с "Газпромом". Первый вице-премьер Игорь Сечин не исключил и совместное строительство трубопровода через Афганистан. Представить себе подобную открытость к сотрудничеству со стороны США пока невозможно. Пора Вашингтону, по американскому выражению, определиться с приоритетами. "Аль-Каида" свои приоритеты расставляет четко – достаточно прочитать заявление ее медиа-центра.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции