Рейтинг@Mail.ru
Инженерное образование ждет корректных реформ - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Инженерное образование ждет корректных реформ

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкУчебно-инженерный центр нанотехнологий МГТУ имени Н.Э. Баумана
Учебно-инженерный центр нанотехнологий МГТУ имени Н.Э. Баумана
Читать ria.ru в
Дзен
В Госдуме 12 мая прошли парламентские слушания, посвященные "развитию инженерного образования и его роли в технологической модернизации России". Участники сошлись в главном: нельзя ломать то лучшее, чем славится русская инженерная школа. Иногда достаточно изменить законы и правила, мешающие ее развитию.

Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.

В Госдуме 12 мая прошли парламентские слушания, посвященные "развитию инженерного образования и его роли в технологической модернизации России". Участники сошлись в главном: нельзя ломать то лучшее, чем славится русская инженерная школа. Иногда достаточно изменить законы и правила, мешающие ее развитию.

555 вузов готовят инженеров

Сегодня в России инженеров готовят 555 вузов. Но, несмотря на то, что ежегодный выпуск составляет 200 тысяч специалистов, экономика испытывает дефицит хороших кадров. Об этом на встречах с Дмитрием Медведевым рассказывали руководители промышленных предприятий в январе – марте 2011 года.

 

Стало обычным делом говорить, что инженерное образование не связано с потребностями экономики. По словам президента МГТУ имени Баумана Игоря Федорова, заказчиков можно понять: им нужна упрощенная схема подготовки инженеров под конкретное производство. Такая схема есть – это подготовка инженеров-эксплатуационников (бакалавров). Но если стране нужны инженеры для проектирования новых технологий, требуется глубокая фундаментальная подготовка. Такое образование в России существует. Но готовые специалисты на деле не слишком востребованы отечественной промышленностью.

По мнению Игоря Федорова, российское инженерное образование вовсе не требует ломки и перестройки. Но именно это происходит сегодня: из-за перехода на двухуровневую систему (четырехлетний массовый бакалавриат и элитарная немногочисленная магистратура) сроки инженерного образования сильно сокращаются, а содержание его приходится менять далеко не в лучшую сторону.

Между тем, даже в тяжелейшем 1942-м правительство отменило решение Комитета по высшей школе о сокращении срока обучения в вузах с пяти до трех с половиной лет. Такое решение было признано неправильным, и прежние сроки обучения были восстановлены.

Бакалавры и магистры

Будучи ректором Бауманки, Федоров вел активную борьбу за сохранения инженерного "специалитета" и добился того, что по некоторым специальностям традиционная схема обучения сохранена. Но в готовящемся новом законе "Об образовании в РФ" утверждается порядок, по которому студенты, обучающиеся по ветви "специалист", не могут при необходимости перейти на ветвь "бакалавр-магистр". В МГТУ, как и в некоторых других инженерных вузах со сроком обучения 5,5 или 6 лет, до сих пор действовала другая схема, более гибкая, учитывающая интересы студента и производства. Студент после четырех лет обучения мог при желании выполнить бакалаврскую работу и получить диплом бакалавра. Потом он волен либо поступать в магистратуру, либо идти работать. Похожая система существует в высшем инженерном вузе Франции Эколь Политехник. По мнению Игоря Федорова, именно к такой схеме и нужно вернуться в законопроекте.

А ректор МИФИ Михаил Стриханов вообще предложил 5-летний бакалавриат. По его мнению, за четыре года невозможно подготовить хорошего инженера. Ведь на первый курс приходят вчерашние школьники, очень слабо подготовленные как по математике, так и по физике.

Физику в школе преподают крайне плохо, и в МИФИ целый семестр первокурсников дотягивают до нужного уровня, пояснил Стриханов. Введут 4-летний бакалавриат, полгода уйдет только на это дотягивание. Классическая же схема образования МИФИ, физтеха и других крупных университетов подразумевает 5-семестровый курс общей физики. Поэтому к бакалавриату нужно добавить еще год и сделать его 5-летним, считает ректор МИФИ.

Почему у нас учат на устаревшем оборудовании

Среди упреков, предъявляемых инженерным вузам, есть и такой: они оторваны от современного производства, учат на устаревшем оборудовании. Упрек справедливый, но адресовать его нужно к государству, говорят представители вузов. Дорогостоящее лабораторное оборудование вуз должен приобретать за счет собственного бюджета (но он далеко не полностью закрывает потребности), а также внебюджетных средств. Их вуз зарабатывает сам, выполняя НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), а еще – осуществляя платное обучение. Раньше вузам в приобретении приборов большую помощь оказывали предприятия – партнеры по НИОКР.

Теперь для такой передачи им нужно заплатить государству весьма значительный налог на прибыль. Ни предприятие, ни вуз этого сделать не в состоянии. Так важный канал материально-технического развития инженерных вузов оказался перекрытым. По мнению ректоров, необходимо срочно освободить процесс передачи оборудования от уплаты налога на прибыль, если оборудование предназначено для проведения учебного процесса.

Вопрос о гуманитарных специальностях

Еще проблема: и министр образования, и президент не раз говорили о том, что юристы, экономисты и прочие гуманитарии в инженерных вузах не нужны. Но ректоры с этим не согласны. По словам Игоря Федорова, современный инженер должен хорошо владеть вопросами менеджмента, интеллектуальной собственности, научно-технической экспертизы, знать иностранные языки. "Ведущие технические университеты имеют сильные кафедры и факультеты по менеджменту, иностранным языкам, правовым вопросам, – пояснил Федоров. – Это позволяет выпускать лицензированных бакалавров и магистров по этим направлениям с учетом специфики инженерной деятельности. Они пользуются спросом у работодателей".

Федоров высказал просьбу от имени технических университетов не считать такие направления подготовки непрофильными. Его поддержал ректор МИФИ Михаил Стриханов: "Если мы в МИФИ готовим экономиста, то он изучает физику, основы технологий и после этого получает экономическую надстройку. Таких специалистов никакой гуманитарный вуз не подготовит". Или второй пример: Россия активно действует на международных рынках, и технические вузы должны готовить переговорщиков в этой сфере. Отнюдь не тех, которых готовит МГИМО.

Чего делать не надо

О том, чего не нужно делать в инженерном образовании, рассказал зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. Например, по его мнению, не надо искать главные причины кризиса инженерного дела в России в инженерном образовании. "У нас повелось сейчас, что если выпускники педвузов не идут в школу, виновато педобразование. Ключевая проблема инженерного образования лежит вне его. Она заключается в статусе инженера", – заметил парламентарий.

Большую поддержку получают вузы, связанные с газом и нефтью, с металлургией, железнодорожным транспортом. Там, где есть успешно развивающееся производство, есть и успешно развивающееся инженерное образование. Нельзя реформировать инженерное образование без программы промышленной политики, пришли к выводу участники парламентских слушаний.

Но главное, сложно реформировать без денег. "Федеральный бюджет в 2012-13 году предполагает фактическое снижение расходов на образование. То есть, рост по одному проценту. При том, что ожидаемая инфляция – 6-7%. Даже если мы увеличим нормативы финансирования технических вузов, значит, мы отберем деньги у других, – пояснил Смолин. – Это неправильно: у нас общее финансирование образования в лучшем случае – половина от минимальной потребности (три с половиной процента по данным Общественной палаты) при минимально необходимых семи".

И, наконец, подчеркнул зампред комитета по образованию, нельзя ничего сделать без повышения статуса педагога. Между тем, сегодня профессор МАТИ получает 19,7 тыс. рублей, профессор МИРЭА – 20,5 тыс. рублей. При таком уровне зарплат говорить не о чем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала