Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Доклад "Книжный рынок России" (подготовлен Роспечатью, представлен вчера на коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций) плох по двум причинам. Во-первых, потому, что он слишком хорош - 81 страница цифр, таблиц, частных оценок и выводов: это много. Слишком много, чтобы сделать ясный вывод, как у нас дела с чтением. А во-вторых, с ведомственными докладами всегда так - они деликатно не залезают на чужие поляны, туда, где начнется критика других министерств или власти в целом. А, как в данном случае, вот именно что о книжной отрасли и пишут. Хотя в целом-то из доклада ясно, что отрасль хорошая, проблемы - вовсе не с издательствами и не с книжными магазинами.
Могло быть и хуже
Выводы и цифры из доклада уже достаточно широко цитировались чуть не во всех СМИ еще до его выхода, но давайте кое-что повторим. Экономика России вышла из кризиса, но продажи книг живут своей жизнью, идя на понижение. Сократились в прошлом году на 8,8%. В этом году могут сократиться еще процентов на пять.
Авторы доклада рисуют довольно интересную картину за десятилетие в целом. У нас в самом начале 2000-х была преодолена, причем благодаря государственной поддержке, издательская катастрофа. А дальше случился кризис, который книгоиздание в 2009 году постаралось не заметить (то есть попросту издавало даже больше книг, чем год назад), но уже в 2010 не замечать очевидного было нельзя.
В общем, смысл всего исследования (а это и впрямь очень достойное академическое исследование) можно свести к двум пунктам. Первый: проблемы книжного рынка не надо напрямую увязывать с российской экономикой в целом, тут действуют иные факторы. И второй пункт: удастся ли российскому издательскому бизнесу спастись за счет перехода с "бумаги" на "цифру"? Вопрос открытый. Но в любом случае проблемы книжных продаж связаны не с тем, что молодое поколение предпочитает читать книги с экранов. Потому что интернет-продажи доклад оценивает в 6% рынка, почтовые продажи - в 3%. И даже если учесть, что по большей части "на экран" идут пиратские книги, все равно факт есть факт. Три четверти книг в России продается через магазины, на бумаге.
Внесистемные факторы
Авторы доклада, конечно же, не могли пройти мимо более чем странного факта нашей издательской действительности. Это засилье столиц в издательском бизнесе.
Доля издательств, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, составляет на книжном рынке России 64% по наименованиям и 90% по тиражам. (А если учесть структуру собственности многих издательств, то станет ясно, что тут "северная" и "центральная" столицы попросту есть единое целое.)
А объясняется эта ситуация довольно просто. В столице (столицах) сконцентрированы люди, которых можно взять на работу в издательства. Этих людей много, они хотели бы заниматься именно книгами. Но… даже в Москве их все меньше. Знакомый издатель из Санкт-Петербурга жаловался на редакторов и корректоров: скандалят, создают проблемы с авторами, которые… просто не способны писать грамотно. Заявляют, что если писатель пишет "хочецца", то нельзя пускать его на порог. А то, что его читают сотни тысяч - так это еще хуже (для великой русской культуры).
Но, продолжал издатель, проблема хуже. Десять лет назад таких вот корректоров и редакторов было немного, с ними - проблемы, но они были. А сейчас найти им замену оказывается чрезвычайно трудно. Следующее поколение корректоров само пишет "хочецца". И что будет дальше - неясно. В докладе "Книжный рынок России" о таких вещах речи нет. А ведь они имеют прямое отношение к делу. Если считать "делом" не выпуск книг, а состояние российской цивилизации в целом.
Нет в докладе, при всем обилии статистики насчет книжных магазинов, и такой проблемы: кто работает в этих магазинах продавцами. А ведь и это не пустяк.
Вообще, Россия сегодня - это страна, переживающая невиданный литературный бум, давно уже не было такого количества первоклассных прозаиков и поэтов. Кто-то из них потом окажется еще и великим. Но это, одновременно, страна вымирающих корректоров, книгопродавцов и… читателей.
А вот при СССР…
Надо сказать, что в сложившейся ситуации книжная отрасль проявляет чудеса изворотливости и выживаемости. Но есть нечто посильнее издателей. И в докладе оно, конечно, упоминается - это довольно известные данные ВЦИОМ насчет снижения интереса россиян к чтению книг вообще.
Вот эти данные: не читающие книг вообще выросли с 1996 по 2010 с 20% до 37%. "Активных читателей" в России сегодня 23%. И численность их все падает.
Ну нету "покупательской активности". В этом проблема. А не в издательской отрасли.
Можно, конечно, сравнить ситуацию с подобной же статистикой из, скажем, Италии, Маврикия или Ганы и сделать всяческие выводы, в том числе и приятные. Но зачем ехать в Гану, если в том же докладе Роспечати абсолютно случайно мелькает одна интересная цифра насчет числа книжных магазинов по территории РФ. Доклад выписывает сложную кривую между 2000 и 2010 годами: сначала вверх, а сейчас - вниз, до 3400 магазинов. И те еле живы, заявляя, что закроются, если 30-50% продаж не отдать "не книгам" - канцтоварам, например.
Но слева колонка с совсем другой цифрой. 8455 книжных магазинов на территории РСФСР в 1990 году. Советские, конечно. С массой общественно-политической дряни. Но не кажется ли вам, что при СССР все-таки было читающее население, а сейчас - нет? Не говоря о том, что тогда 50 тысяч экземпляров было ничтожным тиражом, он продавался сразу. А сейчас тираж "средней по России" книги - 5371 экземпляр. И он падает.
Может быть, пора уже прямо сказать, что Россия переживает не переход с "бумаги" на "электронику", а медленный коллапс цивилизации? И дело, конечно, в сочетании "школа+семья", там закладываются привычки к чтению. Недавнее обсуждение возможных реформ образования показало, что россияне думают о ситуации, когда уходит на задний план гуманитарное образование. То есть то, что делает человека человеком. Чтение книг - исходная и конечная точки этого образования.
А еще мы имеем коллапс средств массовой информации. Как бизнес они выглядят неплохо, но как часть системы образования, точнее, просвещения - тут дело все хуже и хуже. Если не сказать - позорно.
Понятно, что не дело "Роспечати" распутывать этот гуманитарный кризис, это резкое снижение цивилизованности среднего россиянина. Вот только кто у нас его может распутать? Нет такого министерства.
Правда, в докладе упоминается некая Национальная программа поддержки и распространения чтения. Смотрите-ка, есть программа. Это утешает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции