МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Эксперты «РИА-Аналитика» провели анализ ситуации с безработицей в российских регионах, на основе официальной статистики Росстата. Как отмечается в исследовании, в большинстве регионов РФ – в 43 – уровень безработицы в первом квартале 2011 года снизился по сравнению с 2010 годом. Лидерами по снижению безработицы стали Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Республика Хакасия, а также Орловская область. Вместе с тем в 39 регионах уровень безработицы увеличился. Наибольшее увеличение безработицы наблюдалось в Республике Алтай, Томской области и Ненецком автономном округе. В 46 регионах уровень безработицы по итогам I квартала 2011 был выше среднероссийского показателя, ниже – только в 36. Из 14 регионов с наибольшей безработицей 13 являются республиками.
В целом по РФ уровень безработицы в I квартале 2011 года по сравнению со среднегодовым значением 2010 года не изменился и составил 7.5%. При этом на фоне других европейских стран безработица в России довольно низкая, особенно по сравнению с такими странами как Испания (20.7%), Словакия (13.9%), Венгрия (11.9%), Франция (9.5%).
Несмотря на общий приемлемый показатель, уровень безработицы сильно дифференцирован в региональном разрезе России. Как видно из подготовленного на основе данных Росстата экспертами «РИА-Аналитика» рейтинга по уровню безработицы в регионах за I квартал 2011 года (методика основана на ранжировании показателей безработицы), наиболее благополучными с точки зрения обеспеченности рабочими местами являются столичные регионы – Москва (уровень безработицы – 1.8%), Санкт Петербург (2.4%), Московская область (3.4%). На этом фоне резко выделяются показатели безработицы Республики Ингушетия (48.8%), Чеченской Республики (38.9%), Республики Алтай (18.3%). Хуже всего ситуация складывается в Северокавказском федеральном округе, где каждый шестой житель (среди экономически активного населения) является безработным. Поэтому решение проблем Северного Кавказа неотделимо от решения проблем обеспечения занятости населения, что позволит улучшить как социальную, так и экономическую ситуацию в регионах.
Причины высокой безработицы различны. Не углубляясь в теоретические макроэкономические объяснения, основанные на анализе кривых спроса и предложения, отметим, что главная и основная причина безработицы в регионах - низкий уровень экономического развития. Как показали исследования «РИА-Аналитика», в большинстве случаев прослеживается четкая зависимость между показателями эффективности развития экономик регионов и уровнем безработицы. Впрочем, есть и исключения. В ряде регионов с относительно невысокими экономическими показателями наблюдается низкий уровень безработицы. На фоне слабого финансового положения крупных предприятий в этих регионах естественным выходом для населения является занятие малым бизнесом. Однако это возможно только в тех регионах, где созданы соответствующие условия для такого вида деятельности. Примером является Костромская область (уровень безработицы – 5.8%, при этом регион занимает 7 место в рейтинге по уровню развития малого и среднего бизнеса.
Можно отметить один любопытный факт, который можно отнести к национальным особенностям формирования рынка труда. Согласно проведенному анализу, в регионах России практически нет тесной зависимости между потребностью в работниках и зафиксированным уровнем безработицы. Иными словами, наличие рабочих мест не является достаточным условием для низкой безработицы и наоборот. Это свидетельствует о том, что теоретические представления о природе безработицы в российской экономике «не работают».
Как показал анализ, дело не только в качестве вакансий и условиях труда. В настоящее время в России палитра предложений по трудоустройству достаточно широка, однако значительная часть незанятых россиян не готова к активному поиску работы, и уж тем более она не готова к смене места жительства ради трудоустройства. Для иллюстрации, заявленная в службах занятости потребность в трудовом персонале составляла в марте 2011 года почти 1 млн. человек. Очевидно, что реальное число вакансий может быть значительно больше. При этом количество безработных, зарегистрированных в службах занятости на этот же период, составляло 1.6 млн. человек. Обе величины вполне сопоставимы. То есть спрос имеется, как имеется и предложение, почти равное спросу, но уровень безработицы существенно не снижается.
Согласно результатам исследования «РИА-Аналитика», важнейшим следствием безработицы является преступность. Прослеживается довольно устойчивая зависимость между числом безработных в регионах и количеством совершенных здесь правонарушений. Коэффициент корреляции между этими показателями (без учета Московского региона, Санкт-Петербурга и республик Северного Кавказа) составляет 0.94, что свидетельствует о практически линейной зависимости.
Правда, есть и исключения из этой закономерности. Несколько регионов, имея высокий уровень безработицы, характеризуются низким уровнем преступности и, наоборот, есть регионы с крайне низким уровнем безработицы, но очень высоким уровнем преступности. Такая ситуация во многом связана с миграционными процессами. Миграция трудоспособного населения из регионов обуславливает «экспорт» преступности в другие регионы. В частности, высокий уровень преступности в Москве и Московской области в немалой степени связан с традиционной привлекательностью этих регионов для криминальных элементов. Именно Москва и Московская область являются точкой притяжения экспортируемой из других регионов преступности.
Основываясь на построенной статистической модели, можно сделать важный вывод – рост количества безработных в России на 100 человек за квартал ведет к появлению 11 новых преступлений (правонарушений) за квартал или 44 преступлений за год. Относительные показатели подтверждают сделанный вывод о существенном влиянии безработицы на уровень преступности. Таким образом, проблема безработицы является головой болью не только Минэкономразвития, но и Министерства внутренних дел, а решение этой проблемы является сверхважной задачей, не только с точки зрения повышения социальной стабильности, но и с точки зрения обеспечения безопасности граждан.