Рейтинг@Mail.ru
Три года Александра Авдеева: поделить, сохранить, раздать, достроить - РИА Новости, 12.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Три года Александра Авдеева: поделить, сохранить, раздать, достроить

Читать ria.ru в
Дзен
Три года назад у российской культуры сменился руководитель - на пост главы министерства пришел дипломат Александр Авдеев, сумевший за время своего управления если не устроить переворот в умах, то по крайней мере побороть остаточный принцип обращения государства с культурой. РИА Новости выделило наиболее важные повороты культурной политики за этот период.

МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Три года назад у российской культуры сменился руководитель - на пост главы министерства пришел дипломат Александр Авдеев, сумевший за время своего управления если не устроить переворот в умах, то по крайней мере побороть остаточный принцип обращения государства с культурой. РИА Новости выделило наиболее важные повороты культурной политики за этот период.

1. Ведомство до и после

Дату назначения министром культуры России Александра Авдеева можно также считать днем рождения самого министерства в его нынешнем виде. Существовавшее до 12 мая 2008 года министерство культуры и массовых коммуникаций было расчленено на две части: связь и массовые коммуникации отделили и вручили Игорю Щеголеву. Одновременно Минкультуры передали Службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Архивного агентства, а также функции Федерального агентства по культуре и кинематографии. Таким образом, министерство расширило свои полномочия, а в начале 2011 года президент подписал указ об упразднении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) с передачей ее функций в Минкультуры. Окончательное слияние произойдет осенью этого года.

За три года министерство приобрело четкую структуру, разделенную на департаменты, возглавляемые заместителями министра. Разобраться в них можно с помощью официального сайта ведомства.

2. Посчитали - прослезились

Александр Авдеев, как и его коллеги во всех без исключения странах мира, любит при случае сообщить, что денег на культуру угрожающе не хватает. Выкладки с выводом "нам нужно в два раза больше" глава Минкультуры РФ приводил при каждой встрече с законодателями - и каждый год его настоятельные просьбы игнорировались (просили - 130, давали - 70), а президент лишь рекомендовал "жестче выбивать" бюджет.

Лед тронулся весной 2011 года - совершенно неожиданно для всех участников процесса, включая, кажется, министра. Глава правительства за две недели успел дать целый ворох обещаний: повысить оклады библиотекарям; дать надбавки музейщикам; обеспечить музеи фондохранилищами; провести театральную реформу; профинансировать реконструкцию Александринки; обеспечить широкомасштабный юбилей Эрмитажа. Профильный комитет Госдумы рассчитывает, что речь идет о прибавке где-то в 5,5 миллиарда рублей, не считая всевозможные федеральные целевые программы. Как им распорядиться, депутаты собираются обсуждать как раз в четверг.

3. Важнейшее из всех искусств

Плохи у нас дела с финансированием кино, признал глава правительства в ноябре 2009 года. Деньги рассасываются непонятно куда, фильмы не выходят, выходя - не зарабатывают, а если вдруг зарабатывают - то умудряются порочить то самое государство, которое дало денег на съемки.

Чтобы навести в отрасли порядок, придумали прицельно окучивать коммерческий продукт, а малобюджетный артхаус держать на отдельной грядке. Последний оставили в ведении Минкультуры, наряду с анимацией, документалистикой, короткометражками и прочими студенческими опытами. Для первого придумали специальный Фонд социальной и экономической поддержки кино, которому дали в два раза больше, чем министерству, денег, а распределять их поставили варяга - Сергея Толстикова, на момент призвания в Фонд занимавшего довольно далекий от кинематографа пост советника председателя совета директоров ЗАО "Трансмашхолдинг".

Кинообщественность (особенно та ее часть, которую обошли финансированием) поначалу встретила реформу в штыки: говорили, что Фонд убьет фестивальное кино, что всю затею провернул Михалков, чтобы, как водится, подгрести деньги под себя. Оказалось, однако, что все по-прежнему в одной лодке: и члены михалковского Союза кинематографистов, и члены альтернативного Киносоюза признают, что в стране беда не только с финансированием, но и с кинообразованием, а глава Фонда с ними соглашается; продюсеры всех масштабов переживают, что мало идей - и все скопом раздумывают, как бы обучить сценаристов в Голливуде; коммерческие проекты наряду с артхаусными бьются за копродукцию - и Фонд лоббирует их интересы, а министерство специально воскрешает "Совэкспортфильм", чтобы продвигать наше кино на Западе. Вот только доля отечественных фильмов в общей выручке продолжает падать: в 2009 году было около 18%, в 2010-м - менее 15%. Удалось ли чего-то добиться благодаря реформе - станет ясно лишь осенью 2011-го, когда подсчитают сборы хотя бы половины фильмов, выпущенных по новой системе.

4. По кирпичику

К приходу Авдеева в министерство "стройки века" - реконструкция Большого театра, возведение Второй сцены Мариинки - были уже начаты. Первую удалось фактически завершить: в Большом уже установили эскалаторы и лифт, а в октябре историческое здание должно открыться. Несмотря на перебои с финансированием и сменой подрядчиков, театру удалось увеличить территорию в два раза; удалось ли сохранить акустику - уже скоро выясним.

Еще раньше должен предстать перед меломанами обновленный Большой зал Консерватории - его обещают сдать к обновленному международному конкурсу имени Чайковского, хотя его председатель оргкомитета Валерий Гергиев на всякий случай забрал скрипачей и певцов состязаться к себе в Петербург. В чем-то, видимо, он был прав, так как систему кондиционирования и обогрева в БЗК доделать не успевают: не хватает 2 миллиардов рублей.

За эти три года со своим планами по реконструкции определились ведущие музеи столицы - Государственная Третьяковская галерея, которая сменив директора, приступила к реализации давних планов постройки дополнительного крыла, и ГМИИ им Пушкина, чей проект поражает не только масштабом, но и бюджетом в 20 миллиардов рублей.

Зеркальным образом ситуация выглядит и в Питере, где никак не могут завершить строительство второй сцены для Маринки, начатое в 2003 году. Помимо раздутого бюджета (уже превысившего 19 миллиардов рублей), у проекта нет срока окончания, что в очередной раз позволило объявить о переносе даты открытия с 2011 на 2012 год.

Кроме того, своей стройкой обзавелся Эрмитаж - к юбилею 2014 года музей развернул работы в Главном штабе и соорудил фондохранилище в Старой деревне.

Авдеев же, несмотря на строительный бум, продолжает напоминать о плачевном состоянии большей части объектов культуры - театров, музеев, учебных заведений, библиотек и далее по списку.

5. Что имеем - не храним

Тема капремонта получила развитие в ходе первой со времен революции масштабной музейной проверки, спровоцированной крупной кражей из Эрмитажа. После нее решили выяснить, что и как у нас хранится.

В результате оказалось, что музейная отрасль остро нуждается - и в молодых кадрах, и в деньгах для них, и, главное, в новых фондохранилищах - места не хватает даже ГМИИ им. Пушкина и Музея Московского Кремля.

В итоге подготовили проект программы обеспечения сохранности музейного фонда РФ и развития музеев с расчетом на 10 лет. Его реализация потребует, по предварительным подсчетам, 169,5 миллиардов рублей. При этом самая затратная статья - почти 81 миллиард рублей - это капремонт, строительство фондохранилищ и выставочных помещений. Музейные фонды рассчитывают наконец-то систематизировать и включить в государственный каталог, который обещают выложить в интернете. Эта опция потребует 14 миллиардов рублей, а реставрация предметов - 1,4 миллиарда рублей. Осталось согласовать проект глобальной реформы, которая входит в госпрограмму "Культура России 2012-2020", с музейщиками, Минфином и Минэкономразвития.

6. Три года на арене

За прошедшие три года Минкультуры заставило сильно поволноваться все российское цирковое сообщество. Началось с кадровых перестановок - в 2009 году на заслуженный отдых отправили главу Росгосцирка Мстислава Запашного. Многие цирковые ждали этой отставки, так как старорежимный и авторитарный "хозяин" давно не вписывался в экономические и творческие реалии сегодняшнего дня. В 2010 году Минкультуры совместно с преемником Запашного Александром Калмыковым затеяло кардинальное реформирование всей цирковой системы - от экономики да творчества. К самым главным из намеченных перемен - созданию биржи цирковых программ и финансовой независимости региональных цирков - артисты и управленцы отнеслись скептически. Многие цирковые также посетовали на перегиб в сторону недвижимости: ремонту и техоснащению зданий проект уделяет больше внимания, чем выступлениям, которые там должны происходить. К слову, на ремонты и реконструкции, по предварительным подсчетам, потребуется 26 миллиардов рублей из государственной казны.

Сроки предоставления окончательного варианта концепции цирковой реформы на рассмотрение правительству РФ переносились уже несколько раз. Ориентировочно речь идет о конце мая.

7. Не цензурный орган

К приходу Авдеева в министерство самым ярким скандалом, связанным с руководством культурой, было выступление предыдущего министра Соколова, назвавшего "позором для России" работу группы "Синие носы", которую должны были везти в Париж в составе выставки "Соц-арт".

Авдеев занял противоположную позицию, общий смысл которых он сам же и подытожил, комментируя вручение премии "Инновация" радикальной арт-группе "Война" за акцию на Литейном мосту. Министр заявил, что его ведомство не является цензурным органом, а потому не собирается влиять на решения экспертов, даже если с ними не согласно. Больше того, в ходе процесса над кураторами выставки "Запретное искусство" Ерофеевым и Самодуровым, обвиненными в возбуждении ненависти и вражды, министр высказался в защиту подсудимых, резонно заметив, что "общественная оценка выставки должна быть морально-этической, а не судебной".

Не менее принципиальным оказалось отношение Авдеева к самому спорному вопросу российского градостроительства - возведению башни "Газпрома" в Петербурге. Министр заявил, что небоскребу там не место, и указал на нарушения законодательства, допущенные в проекте. В итоге именно эта позиция и возобладала.

Параллельно министр пытается окончательно избавить свое ведомство от необходимости исполнять цензурные функции, отделяя эротические фильмы от порнографических путем выдачи прокатных лицензий. Для этого он надеется создать отдельную организацию.

8. Ложка дегтя в перекрестных годах

Авдееву - как человеку с дипломатическим прошлым - особенно удаются масштабные международные проекты.

Если прошлый, 2010 год был посвящен обмену с Францией, то текущий связан сразу с двумя странами - Италией и Испанией, для каждой из которых придумана своя программа взаимных гастролей, обменов выставками и встреч. Так, год Италии открылся с масштабной выставки Александра Дейнеки в Риме и продолжается в России выставками шедевров из итальянских музеев. Испанцы же привезли работы из Прадо в Эрмитаж, а в Мадрид уедут наши лучшие танцоры и музыканты. На подходе - перекрестный год с Нидерландами.

Кроме того, с успехом проводятся месячники и недели российской культуры по всему земному шару - от Ближнего Востока до Латинской Америки.

Возросшая активность министерства культуры за рубежом пока не распространилась на США: камнем преткновения стала "библиотека Шнеерсона", хранящаяся в России. По неожиданному для России решению вашингтонского суда "духовные наследники" Шнеерсона получили права на библиотеку, создав, таким образом, судебный прецедент для посягательств третьих лиц на предметы искусства, ввозимые в страну из России. После этого Минкультуры в срочном порядке свернуло программы гастролей российского искусства: все замерли в ожидании межправительственного соглашения.

9. Богу - богово

Одной из самых спорных мер, предпринятых государством в отношении культуры, стал прошлогодний закон о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям. Касается он прежде всего недвижимых объектов: самым резонансным случаем вывода музея из стен храмового комплекса стал Новодевичий монастырь, ранее входивший в состав Исторического музея. При этом закон не исключает передачи церкви экспонатов из музейного фонда в бессрочное и безвозмездное пользование. Тут прогремел случай с иконой Торопецкой Богоматери из Русского музея: ее сначала вывезли в недавно построенный подмосковный храм Александра Невского, а теперь собираются переместить в Торопец, в свежеотреставрированный собор.

Наличие этого закона представители церкви, понятным образом, приветствуют, в то время как многие музейщики оценивают неоднозначно, считая, что нахождение предметов в храмах во время богослужений может негативно отразиться на их сохранности, за которую отвечают по-прежнему они.

10. Законодательные меры

На передаче церкви религиозного имущества законотворчество не остановилось: при Авдееве совместными усилиями ведомства и комитета по культуре Госдумы РФ было принято несколько ключевых мер.

Согласно поправкам к 83 ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 года, учреждениям культуры предстоит перейти на одну из трех новых форм существования: либо отказаться от господдержки и перейти на самообеспечение, либо согласиться на жизнь исключительно на госдотациях, либо выбрать промежуточный вариант.

Вскоре будут внесены серьезные коррективы в закон об образовании: там будет прописана специфика, свойственная художественным, балетным, музыкальным и театральным учебным заведениям.

В этом году были приняты поправки в закон о госзаказе (ФЗ 94): отныне театры освобождаются от тендеров при заказе костюмов и декораций, а реставраторов становится возможно выбирать по принципу профессионализма, а не только экономической целесообразности. Впрочем, как признал глава думского культурного комитета Ивлиев, простор для дальнейшего совершенствования этого закона еще есть.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала