МОСКВА, 12 мая - РИА Новости, Сергей Феклюнин. Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ в четверг рассмотрит законопроект с комплексом мер, направленных на снижение нагрузки на судей, сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) представитель суда.
Законопроект предполагает внесение изменений в девять нормативно-правовых актов, в том числе в федеральные законы, связанные с функционированием судебной системы, а также в Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, следует из текста проекта, имеющегося в распоряжении РАПСИ.
Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов поручил президент РФ Дмитрий Медведев в ходе своего визита в ВАС в ноябре 2010 года. Первый законопроект, разработанный ВАС и также призванный уменьшить нагрузку на судей, - о расширении перечня арбитражных дел, которые подлежат рассмотрению по упрощенной процедуре, - был в апреле внесен в Госдуму.
НАДБАВКА ЗА ПЕРЕГРУЗКУ
Разработчики нового законопроекта предлагают несколько групп нововведений. Первая из них касается вопроса оплаты труда судей и сотрудников аппарата суда, работающих с перегрузкой.
"Судьям, работающим с превышением норм служебной нагрузки, утвержденных Советом судей Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка за работу с превышением норм служебной нагрузки из расчета 1% должностного оклада за каждые 5% превышения норм служебной нагрузки", - говорится в проекте.
Компенсация за переработку предлагается и для помощников судей и других специалистов судов - в размере от 20% до 100% должностного оклада.
При этом научно обоснованные нормы служебной нагрузки судей (это понятие вводится в законодательство впервые) судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов должен устанавливать Совет судей РФ по представлениям председателя Верховного суда РФ и председателя Высшего арбитражного суда РФ.
Председатель ВАС РФ Антон Иванов неоднократно заявлял, что по научным нормам судья должен рассматривать порядка 16 дел в месяц. В соответствии с данными статистического отчета по итогам работы российской арбитражной системы в 2010 году, в среднем по системе нагрузка составила 52 дела на судью, а в арбитражах Москвы и ряда регионов судьи рассматривали по 100 дел в месяц.
ЛЮБИШЬ СУДИТЬСЯ - ЛЮБИ И ПОШЛИНУ ПЛАТИТЬ
Другая группа поправок имеет целью уменьшить число обращений в суд за счет увеличения госпошлины, взимаемой при подаче заявления в суд.
Так, при подаче заявления о признании ненормативного правового акта о взыскании налогов, сборов, пошлин, страховых взносов, таможенных платежей, а также недоимок, пеней и штрафов по ним недействительным, предлагается прогрессивная шкала госпошлины в зависимости от размера оспариваемых заявителем требований.
При этом максимальная пошлина может достигать 200 тысяч рублей, в то время как сейчас пошлина по таким категориям дел не превышает двух тысяч рублей.
Кроме того, предлагается ввести прогрессивную шкалу для пошлины при обращении в каждую вышестоящую инстанцию - от 150% размера пошлины, подлежащей уплате при подаче иска в суд первой инстанции, при подаче апелляционной жалобы до 200% (вариант - 250%) при подаче надзорной жалобы в ВАС РФ.
ВОЗВЫШЕНИЕ ПОМОЩНИКА
Еще одну группу новаций составили поправки в АПК. Часть из них касается норм о договорной подсудности.
"Условие о том, что все споры подлежат рассмотрению в определенном арбитражном суде, не может содержаться в формулярах или иных стандартных формах, которые могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения)", - говорится в проекте. Примером договора присоединения может служить кредитный договор, который банк предлагает заключить разным заемщикам на типовых условиях.
Другая часть поправок предлагает расширить полномочия помощников судей. Им могут быть переданы, в частности, функции по проведению собеседования представителей сторон.
Помощник, по задумке авторов проекта, будет разъяснять сторонам их права и обязанности, определять по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания, разъяснять сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей и так далее.
Высвобождению судей будут служить и изменения, вносимые в порядок рассмотрения апелляционных жалоб: предлагается часть дел разрешить рассматривать судьям единолично, а не коллегией из трех судей, как в настоящее время. По мнению авторов проекта, судьи могут в одиночку рассматривать, например, жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции.
Кроме того, судьям предлагается дать право устанавливать временные пределы выступления лиц, участвующих в деле.
ЭКСПЕРИМЕНТ С СУДЕБНЫМ ЗАПРОСОМ
Отдельная статья законопроекта посвящена институту судебного запроса. Разработчики предлагают в порядке эксперимента в течение трех лет предоставить право судьям арбитражных судов обращаться с судебными запросами в ВАС РФ.
"Если по делу, находящемуся в производстве арбитражного суда, до окончания рассмотрения дела по существу судья, рассматривающий дело единолично, или коллегия судей придет к выводу об отсутствии определенности в применении или толковании нормы права в связи с принятием нового закона либо об отсутствии определенности в содержании подлежащей применению в рассматриваемом деле нормы права в связи с наличием различной судебной практики, судья, коллегия судей вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с судебным запросом", - говорится в проекте.
При этом Пленум ВАС РФ должен определить порядок проведения эксперимента, арбитражные суды, в которых он проводится, основания, порядок направления и рассмотрения судебных запросов.
Как уточняется в законопроекте, институт судебного запроса вводится в целях обеспечения единообразия судебной практики.