Город - это маленькая вселенная со своими органами управлениями, системами контроля, различными учреждениями и организациями. Каждый человек, живя в городе или деревне, если он настоящий патриот и гражданин, хочет быть причастен к общественной жизни и участвовать в решении общих проблем. Особенно, как мне кажется, этого хотят школьники.
Мы живем в маленьком городе, но от этого в нем не меньше проблем. Они есть в сфере ЖКХ, транспорта, медицинских и образовательных услуг. Но данные проблемы нельзя решить без прямого вмешательства взрослых и больших денежных средств.
Детей сегодня со школьной скамьи учат умению писать и реализовывать проекты. На мой взгляд, это очень важный навык. В ходе реализации проекта ребята разрабатывают свой вариант решения проекта, учатся взаимодействовать с органами власти, ищут спонсоров. В каждой школе сегодня работаю органы самоуправления. Принимая участие в деятельности таких организаций, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе.
В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, учатся отстаивать свои права и интересы в ней, получают возможность для самореализации. Но этой сфере есть свои проблемы – формальное функционирование органов самоуправления, когда не учитывается мнение и желание самих учащихся.
Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися часто игнорируется. Педагоги оказывают прямое давление на общественное мнение школьников, и сам процесс организуется только в среднем и старшем звене школы. Самоуправление остается привилегией лишь отдельных школьников.
Мне кажется, эти проблемы вполне решаемы при определенном напоре со стороны школьников. Для этого надо взять все в свои руки. А учителям понять, что они должны быть только наставниками и регулировать этот процесс, направлять, а не участвовать в нем напрямую. Должны быть партнерские, доверительные отношения между детьми и педагогами. Пусть учащиеся сами решают, какие проблемы есть в городе, селе или школе и попробуют их решить, а педагог, как умный наставник, лишь укажет путь. Тогда дети научатся не бояться сотрудничать и с другими вышестоящими организациями, ставить цели и принимать решения, а главное - нести за них ответственность.
Очень большую роль в развитии умения в участии в управлении может играть проект "Гражданин", который очень удачно реализуется в Самарской области. Благодаря этому проекту ребята учатся решать проблемы местного сообщества, взаимодействовать с местными органами власти. В прошлом 2009 году наш класс также принял участие в конкурсе проектов. Мы предложили решение проблемы досуга и общения ветеранов войны и труда нашего города, проживающих в местном Доме ветеранов. Люди, которые там проживают, лишены постоянного и качественного общения со стороны родственников (у многих их нет) или других людей кроме медперсонала. Мы встретились с представителями администрации, спонсорам, руководством пансионата. В результате у нас появилась идея организации концертов для ветеранов, спектаклей, поздравлений. На территории пансионата мы посадили розы и ухаживаем за ними. Реализация проекта продолжается и будет продолжать.
Очень важно научить детей самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Тогда ребята будут свободно участвовать в жизни города и страны. Вырастут настоящими гражданами.