Каннский международный фестиваль начинается 11 мая в 64-й раз, в его конкурсную программу в этом году вошли 20 картин.
Ежегодно в мае на французском Лазурном берегу в курортном городе Канны проходит один из самых престижных кинофестивалей в мире, относящийся к категории А - Международный Каннский кинофестиваль. В 2002 г. Международный кинофестиваль получил официальное название "Каннский фестиваль".
Впервые он прошел в 1946 г., хотя планировался еще на осень 1939 г. По идее организаторов фестиваля, он должен был представлять альтернативу Венецианскому кинофестивалю. Программа была готова, почетным председателем жюри назначили изобретателя кинематографа Луи Люмьера. Открытие должно было состояться 1 сентября, однако именно в этот день началась Вторая мировая война.
Первый кинофестиваль, который стал событием международного масштаба в культурной жизни послевоенных лет, состоялся - 20 сентября - 5 октября 1946 г. На конкурс было представлено 46 фильмов. 11 из них получили главную награду, тогда - "Гран-при" кинофестиваля от СССР приз получил фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера.
С 1946 г. кинофестиваль стал проводиться ежегодно изначально в сентябре.
В 1951 г. организаторы фестиваля изменили время его проведения, он стал проводиться весной: в апреле - мае.
С 1951 г. на конкурс стали присылать свои работы кинематографисты США. С 1959 г. на фестивалях журналистам стали показывать фильмы днем, еще до официального показа - чтобы они могли составить свое мнение о фильмах заранее.
В первое время Каннский кинофестиваль был скорее престижным светским мероприятием, привлекающим огромное количество туристов, однако к концу 1960-х гг. он приобрел статус респектабельного фестиваля - с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой. Росту интереса к нему со стороны профессионалов кинобизнеса способствовал открытый в 1959 г. кинорынок Marche du Film.
В истории проведения Каннского фестиваля не всегда все было гладко: в 1948 и 1950 гг. кинофестиваль не состоялся из-за нехватки денег на его проведение.
В мае 1968 г. во Франции разразился социальный кризис, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку, в связи с чем Каннский кинофестиваль был отменен, хотя до его окончания оставалось всего лишь пять дней. Участники остались без наград.
Кинофестиваль 1969 г. привнес новшество в структуру фестиваля - программа была дополнена проведением "Двухнедельника режиссеров" - параллельного показа фильмов, организованного созданным в 1968 г. обществом кинорежиссеров.
Фестиваль, руководящим органом которого является Административный совет и который, согласно французскому законодательству 1901 года, был образован в виде ассоциации, в 1972 г. был признан культурным мероприятием общественного значения.
В 1972 г. был изменен принцип отбора конкурсных лент - если ранее их выбирали сами страны-участники, то с этого момента ленты стали отбираться непосредственно руководством фестиваля.
В 1975 г. появляются три официальных внеконкурсных программы. Программа "Изобретательные глаза" (Les Yeux fertiles) представляет фильмы, посвященные другим видам искусства; "Дух времени" (L'Air du temps) - картины на современные темы, и "Сложное прошедшее" (Le Passe compose) - смонтированные из архивных материалов фильмы о киноискусстве.
В 1978 г. по инициативе Жиля Жакоба (Gilles Jacob), в то время исполнительного директора фестиваля, была учреждена премия "Золотая камера" за лучший дебютный фильм, представленный в одной из трех конкурсных программ. Жилю Жакобу принадлежит также идея создания программы "Особый взгляд", не относящейся к конкурсу. С тех пор в Каннах проходят три фестивальных показа: основной конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и "Особый взгляд".
В 1998 г. Жиль Жакоб создает программу "Синефондасьон", в рамках которой демонстрируются короткометражные и среднеметражные фильмы, снятые студентами киношкол разных стран. Программа призвана выявлять и поощрять молодые таланты.
Осенью 2000 г. в рамках "Синефондасьон" в Париже был основан проект Residence, благодаря которому молодые режиссеры получили возможность создать личную киноработу за пределами своей страны. В 2005 г. возникает идея "Ателье": после предварительного отбора двух десятков проектов их авторам обеспечиваются на фестивале самые благоприятные условия для поиска дополнительного финансирования.
В 2004 г. возник проект Producers Network, который позволяет продюсерам всего мира обсудить свои проекты, а также - Short Fim Corner, площадка для встреч авторов короткометражных фильмов.
В 2005 г. была открыта новая программа "Все кино мира" (Tous les Cinemas du Monde), посвященная кинематографу разных стран. В рамках этой программы страны получают возможность представить достижения национальных мастеров.
В 2010 г. новая программа "Каннские короткометражные фильмы" (Cannes Court Metrage) объединила конкурсную программу короткометражных фильмов и проект Short Film Corner, представив полную панораму достижений мастеров короткого метра во всем мире.
Главная награда Каннского кинофестиваля - "Золотая пальмовая ветвь" (Palme d’Or) вручается с 1955 года, а до этого (в период с 1946 по 1954 год) самая престижная награда фестиваля называлась "Гран-при".
С 1964 по 1974 год из-за проблем с авторским правом на приз временно было возобновлено вручение "Гран-при" в качестве главной награды. С 1975 г. вручается новый приз, который также выполнен в виде пальмовой ветви. С 1997 г. ветвь помещается в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском огранённого кристалла. Сама ветвь выполнена из 24-каратного золота.
В настоящее время "Гран-при" фестиваля считается второй по престижности наградой.
"Золотая пальмовая ветвь", присуждается за лучший полнометражный и лучший короткометражный фильмы. Первой "Золотой пальмовой ветви", действительно выполняемой из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна "Марти".
Существуют еще и другие награды: Большой специальный приз жюри, награды за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу, "Золотая камера" за лучший дебют. Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две - короткометражным фильмам.
За всю историю кинофестиваля ни одному кинорежиссеру не удалось завоевать главный трофей трижды. В то же время небольшой группе знаменитых режиссеров удалось завоевать почетную награду дважды. В эту группу входят: Альф Шеберг (1939, 1951, Шеберг оба раза был лауреатом ещё до учреждения "Золотой пальмовой ветви" и получал "Гран-при" фестиваля), Фрэнсис Форд Коппола (1974 - "Гран-при" фестивля, 1979), Билле Аугуст (1988, 1992), Эмир Кустурица (1985, 1995), Сехэй Имамура (1983, 1997), братья Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн (1999, 2005).
Жюри кинофестиваля особенно тщательно оберегают от всех тех, кто может хоть как‑то на него воздействовать. На финальную встречу членов жюри вывозят в уединенное секретное место, иногда на остров. В последнее время у них даже отбирают мобильные телефоны, чтобы исключить утечку информации раньше времени. Один из главных принципов фестиваля - секретность того, как проголосовал тот или иной член жюри. Каждый из них дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования.
До 1983 г. фестиваль проходил в здании на набережной Круазетт (сейчас отель Noga Hilton). В 1983 г. состоялось торжественное открытие нового Дворца фестивалей на площади Жоржа Помпиду.
В 2002 г. в Каннах появился кинозал на открытом воздухе Cinema de la Plage, где широкой публике демонстрируются картины из золотого фонда киноискусства и проводятся специальные показы.
В 2008 г. "Международной деревне" 61-го Каннского фестиваля впервые открылся Российский павильон, который представит Россию на мировом кинорынке.
Бюджет Каннского кинофестиваля составляет около 20 млн евро. Половина этих средств поступает из государственных фондов через Министерство культуры (Национальный центр кинематографии), из бюджета Каннов и от органов местного самоуправления (Совета региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег и Генерального совета департамента Приморских Альп). Дополнительное финансирование складывается из поступлений от профессиональных союзов, различных учреждений и частных компаний - официальных партнеров фестиваля.
Президентом Международного Каннского кинофестиваля является Жиль Жакоб.
Исполнительный директор - Тьерри Фремо.
Лауреаты Каннского кинофестиваля 2010 года
Главный приз 63-го Каннского кинофестиваля "Золотую пальмовую ветвь" получила картина "Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни" тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакуна (Apichatpong Weerasethakul).
Гран-при фестиваля получила картина "Боги и люди" французского режиссера Ксавье Бовуа.
Жюри 63-го Каннского кинофестиваля признало лучшей актрисой Жюльет Бинош за работу в картине "Заверенная копия" (Copie Conforme) иранского режиссера Аббаса Киаростами (Abbas Kiarostami).
Приз за лучшую мужскую роль присужден сразу двум актерам: испанцу Хавьеру Бардему за роль в фильме "Красота" (Biutiful) мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту и итальянцу Элио Джермано за работу в картине "Наша жизнь" (La Nostra Vita) итальянца Даниэле Лукетти (Daniele Luchetti).
Приз жюри, судейская коллегия во главе с Тимом Бертоном присудила режиссеру из республики Чад Махамату-Салех Харуну (Mahamat-Saleh Haroun) за картину "Человек, который кричит".
Приз за лучшую постановку получил французский режиссер Матье Амальрик, снявший картину "Гастроли" ("Турне").
Награду за лучший сценарий получил фильм "Поэзия" корейца Чана Дон Ли.
Победителем "Особого взгляда" стал южнокорейский фильм "Ха-ха-ха" Хона Сан-су, приз "Недели критики" получила дебютная работа датского режиссера Януса Метца "Армадилло", а кинокритики присудили приз международной ассоцации FIPRESCI фильму Матье Амальрика "Турне".
Приз за лучший режиссерский дебют "Золотая камера" получил мексиканец Майкл Роу за картину "Високосный год" (Ano bisiesto).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.