Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для "РИА Новости".
Сложно сказать, как у сборной России, которой в четвертьфинале предстоит матч с Канадой, дальше пойдут дела на хоккейном чемпионате мира. Пока же не спрятаться от нелицеприятных фактов: последнее место в квалификационном раунде, три поражения в шести проведенных встречах (на всех предыдущих четырех чемпионатах мира российская команда проиграла лишь два матча), отсутствие внятной командной игры.
Чехия – США, Германия – Швеция, Финляндия – Норвегия, Россия – Канада – четвертьфинальные пары, предсказывать победителей в которых – занятие бесперспективное. Разве только финны, скорее всего, выиграют у норвежцев. Во всех же остальных встречах шансы на выход в полуфинал примерно одинаковые. Даже у российской команды, так и не сумевшей наладить игру (что подтвердили два подряд проигранных матча - чехам и финнам), позволившую бы с уверенностью рассчитывать на продвижение к финалу. Конечно, встреча с финской сборной, пусть и проигранная, заставила заговорить о прогрессе в действиях российских хоккеистов, но их вальяжность при реализации голевых моментов, снисходительность по отношению к соперникам не имеют никакого отношения к серьезной игре. Игру же своей команды в большинстве Вячеслав Быков и вовсе назвал "отвратительной".
Предварительный турнир и квалификационный раунд для ведущих в мировом хоккее сборных практически всегда становятся проходными этапами, в большинстве случаев формальными. Их следует пройти, по возможности не выкладываясь в полной мере, чтобы затем бросить все силы на плэй-офф. Если поначалу можно сыграть без особого старания, проиграть не самому мощному сопернику, но зацепиться при этом за место в первой восьмерке, то система "на вылет" вольностей не допускает, поскольку любая оплошность может стать роковой.
Первые этапы для сильнейших сборных, постоянно претендующих на медали, - время для притирки составов, поскольку почти все команды начинают с листа, без специальной длительной подготовительной работы, и тщательного изучения потенциальных соперников по предстоящим стыковым матчам. Тренеры сборной России Вячеслав Быков и Игорь Захаркин столкнулись с тем, с чем прежде никогда не сталкивались. Раньше клубы, с которыми они работали (ЦСКА и "Салават Юлаев"), не добирались до финальной стадии плэй-офф в розыгрыше "Кубка Гагарина", и тренеры приступали к подготовительной работе со сборной задолго до чемпионата мира. На этот раз временного зазора между завершающим матчем финала в КХЛ и стартом в чемпионате мира практически не было. Только во время чемпионата мира Быков и Захаркин узнали о том, что желательно как можно быстрее исправить в командном механизме. Авторство одной проблемы принадлежит тренерам, которые сделали ставку на Евгения Набокова как на основного голкипера. Набоков полгода оставался без игровой практики, и отсутствие должной готовности стало основной причиной травмы, полученной Набоковым на старте квалификационного раунда, выбившей вратаря из чемпионата и вынудившей Быкова и Захаркина передать функции "первого номера" Константину Барулину.
Быть может, этим обстоятельством – отсутствием времени для тщательной работы - вызвана слабая игра сборной России в начале турнира, когда неподдельную радость тренерам приносили даже вымученные победы над командами, не имеющими в мировом хоккее никакого веса, - такими, как словенская и датская. Да и сборную Словакии, как оказалось, не стоит нынче считать одной из тех, кто способен бороться за медали. Когда -то она, помнится, в течение трех лет сумела собрать весь комплект наград – "серебро", "золото" и "бронзу", а на ванкуверской Олимпиаде не только обыграла сборную России (по буллитам), но и, в отличие от нашей команды, пробилась в полуфинал, а затем играла матч за третье место. Те славные времена, однако, остались в прошлом. Сейчас словацкая команда не попала даже в восьмерку.
Результаты российской сборной на предварительном этапе и в квалификационном раунде предоставили постоянным критикам и оппонентам тренерского тандема "Быков – Захаркин" массу дополнительных поводов для малоприятных суждений относительно качества игры команды. Оно и вправду было невысоким - как в матчах с немцами, словенцами и словаками, так и во встречах с датчанами, чехами и финнами. Этому поражались не только российские специалисты, которых можно было бы при желании причислить к недоброжелателям Быкова и Захаркина, но и зарубежные.
Игорь Захаркин, к слову, вообще считает, что игру сборной России никто из специалистов не имеет права критиковать, поскольку они не знают ситуацию изнутри. Странность высказываний ассистента главного тренера российской команды поражает, признаться, не меньше, чем качество игры российских хоккеистов на первых двух этапах чемпионата мира. "Я и Быков, - поведал, например, в одном из интервью Захаркин, - в жизни отказались от многого. Мы уехали от семей, живем в этой стране".
Во-первых, можно предположить, что никто насильно не заставлял тренеров покидать Швейцарию, в которой проживает Быков, и Швецию, где обосновался Захаркин, и подписывать весьма выгодные в финансовом плане контракты с уфимской командой "Салават Юлаев", в которую оба тренера, к удивлению руководителей ЦСКА, однажды внезапно перебрались из гораздо менее состоятельного армейского клуба. Тренерская жизнь – кочевая, они сами выбрали этот путь. Во-вторых, как-то неловко, признаться, слышать от одного из тренеров команды России о том, что он чуть ли не вынужден жить "в этой стране". Никто никого не принуждал. Да и Россия – страна не "эта", а - "наша".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции