Ведомости (Москва), № 82, 10.05.2011
Центробанк раскрыл структуру прямых иностранных инвестиций. Около 40% - деньги, заработанные в России
Детализировать инвестиционные потоки требуют стандарты международных организаций, в частности ОЭСР, куда Россия готовится вступить, объясняли в ЦБ. Кроме того, официальными данными по прямым инвестициям теперь будут считаться только сведения ЦБ: их собирал и Росстат, однако из-за расхождений в методике цифры ЦБ в 3-5 раз превышали данные статистического ведомства. Согласно опубликованной ЦБ структуре прямых инвестиций почти половина их общего притока - реинвестированные доходы (их Росстат как раз не учитывает): это нераспределенная прибыль компаний, не менее 10% которых принадлежит иностранцам.
Как следует из методики ЦБ, для расчета реинвестированных доходов он использует отчетность компаний, а если таких данных нет - оценивает их самостоятельно на основе макроэкономических данных с учетом отраслевой принадлежности компании (используя индексы цен, темпы роста выпуска или ВВП). Реинвестированные доходы - это «некий бухгалтерский фантом», говорит Олег Солнцев из ЦМАКП. Данные ЦБ считались более релевантными, поскольку отражали весь объем средств инвесторов - как пришедший из-за рубежа, так и генерировавшийся внутри страны, но если за реинвестированными доходами стоит не четкая статистика, а только оценка, то такие данные сложно назвать объективными, разочарован Владимир Тихомиров из ФК «Открытие».
За 2010 г. из $41,2 млрд притока прямых инвестиций на долю реинвестированных доходов приходится $17,3 млрд. Еще $14,8 млрд - так называемый прочий капитал: в основном это кредиты от собственников, т. е. средства, подлежащие возврату. В 2008 г. из рекордного притока прямых инвестиций в $75 млрд на реинвестированные доходы пришлось $33,4 млрд, на прочий капитал - $6,5 млрд.
Реальные приобретения отражаются в данных по участию в капитале: это средства, реально вложенные в создание нового бизнеса либо покупку действующего, указывает Солнцев. В 2010 г. на их долю приходилось лишь порядка 20% общего притока прямых инвестиций - $9 млрд. В 2008 г. - половина ($35 млрд): объемы участия иностранцев в российской экономике сократились почти в 4 раза.
Масштабы российской экспансии сократились меньше - в 1,5 раза: в 2008 г. объем средств российских компаний и банков, направленных на участие в капитале зарубежных бизнесов, составил $29,4 млрд, в 2010 г. - $19,4 млрд. Общий поток прямых инвестиций за границу в 2010 г. почти восстановился до докризисного уровня ($51,7 млрд против $55,6 млрд в 2008 г.), сальдо прямых инвестиций в 2010 г. составило минус $10,5 млрд: Россия второй год остается нетто-кредитором (сальдо 2008 г. - $19,4 млрд).
«Благосостояние российских компаний восстановилось, а их инвестиционная привлекательность - еще нет», - говорит Солнцев. Тихомиров предлагает «смотреть в корень»: «Если Россия остается экспортером капитала при огромной внутренней потребности в ресурсах, значит, дело в другом». Глупо надеяться, что иностранцы пойдут в экономику, из которой местный бизнес выводит деньги, уверен он.
Россия попала в ножницы конкурентоспособности, пишут работающие над стратегией-2020 эксперты: за последние пять лет по уровню ВВП на душу населения она намного превзошла развивающиеся страны, а по уровню институционального развития намного от них отстала. В отличие от более бедных стран издержки плохого делового климата уже не могут быть компенсированы ни экономией затрат на труд, ни макроэкономической стабильностью - кризис показал, что экономика не способна противостоять падению нефтяных цен. Низкое качество институтов становится ключевой проблемой экономики, заключают эксперты.
Ольга Кувшинова