Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Если бы Владимир Владимирович Бортко снял только лишь один фильм - "Собачье сердце", - то уже и тогда он вошел бы в плеяду лучших отечественных кинорежиссеров. А известных лент на счету мастера, которому 7 мая исполняется 65 лет, значительно больше.
От блондинки до Шарикова
Можно вспомнить его комедию "Блондинка за углом" (1984) с Андреем Мироновым и Татьяной Догилевой в главных ролях. Или военную драму "Афганский излом" (1991), в которой итальянец Микеле Плачидо сыграл одну из лучших своих ролей - советского офицера Михаила Бандуру. Незабываем и актер Юрий Беляев в "Единожды солгав" (1987) - кинорассказе о муках конформиста. Хороша и небольшая остросатирическая короткометражка "Голос" (1986) о том, как вдруг обычный советский человек (его играет Семен Фарада) начинает помимо своей воли разговаривать голосом радиодиктора, торжественно произнося не к месту разного рода казенно-патриотические передовицы и лозунги.
Но все же в первую очередь Бортко - блестящий экранизатор. И это доказал перенос им на экран булгаковской повести о том, как бродячий пес Шарик стал человеком.
Более того, Бортко выступил полноправным соавтором Михаила Афанасьевича, улучшив - редкий случай в экранизациях - первоисточник. В частности, режиссер живописно "развернул" перед зрителем те эпизоды, которые у Булгакова прописаны пунктирно. Например, становление Шарикова как человека и его выступление перед консилиумом ученых.
Манифест интеллигенции
Постановщик очень точно расставил исполнительские акценты, пригласив на роль профессора Преображенского Евгения Евстигнеева, актера уникального в своем творческом потенциале, и найдя на роль Полиграфа Полиграфовича никому доселе неизвестного, но невероятно выразительного Владимира Толоконникова. Плюс, конечно, участие композитора Владимира Дашкевича и поэта Юлия Кима, чьи песни органично "легли" в общий ритм и дыхание фильма.
"Эх, ты наша доля
Мы вернулись с поля,
А вокруг гуляет
Недобитый класс!
Эх, скажи-ка, дядя,
Для народа ради,
Никакая контра
Не уйдет от нас!"
Лихо пели в фильме марширующие куда-то в светлое будущее красноармейцы. И мало кто из зрителей подозревал, что это всего лишь талантливая стилизация. "Белая гвардия наголову разбита //, А Красную Армию никто не разобьет!" - удалялось эхом.
Задавала тон эпохи и унылая песня, периодически исполняемая швондеровцами, в головах которых, по выражению Преображенского, разруха:
"Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны.
За ними другие приходят,
Они будут тоже трудны".
Картина стала манифестом перестроечной интеллигенции, которая увидела в ней протест против многолетнего уродливого формализма пролетариев умственного труда, калечащих жизнь высокообразованным людям.
Фиаско по превращению животного в человека в повести стало для многих советских зрителей и символом общего краха коммунистического эксперимента над обществом.
Под знамена Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Сам Бортко, некогда снявший столь злую сатиру на Советскую Россию, ныне - член КПРФ. В одном из интервью, он сказал, что является коммунистом, "потому что другого пути, чем социализм, нет! Кстати, я вступал в партию не к конкретным людям, а к Карлу Марксу и его соратнику Фридриху Энгельсу".
Что говорить, Владимир Владимирович - человек самобытный, который может многое.
После "Собачьего сердца" были криминальные телесериалы - "Улицы разбитых фонарей" (1996) и "Бандитский Петербург" (2000). В постсоветскую эпоху, когда кинопрокат тихо умер, Бортко активно переключился на телевидение. Но если фильмы о ментах и бандитах он снимал, скорее, по меркантильным интересам, чтобы как-то выжить в беспокойные 1990-е, то в новом тысячелетии он нашел на ТВ кое-что и для души. Взявшись снимать сериалы по классическим произведениям.
На его счету, экранизация "Идиота" (2003) по Достоевскому и "Мастера и Маргариты" (2005) того же Булгакова. Последняя работа, в отличие от "Собачьего сердца", вызвала неоднозначную реакцию зрителя, сравнившего ее с вариантом Юрия Кары. И зачастую не в пользу Бортко.
Подробнее об экранизациях романа "Мастер и Маргарита" >>
На столь же бурной волне был встречен и кинофильм "Тарас Бульба" (2009). Особенно на Украине, где режиссера упрекали в политически неверной трактовке Гоголя. А министр культуры Украины Василий Вовкун даже увидел пропаганду "российского империализма", направленную, по его мнению, против "украинства и против Польши".
О главной задаче искусства
В отличие от фон Триера, который считает, что ничего пояснять не нужно - "фильм должен иметь возможность выступать в качестве самостоятельного высказывания", Владимиру Бортко приходится периодически выступать в печати с разъяснениями.
В частности, говоря как-то о своем "Тарасе Бульбе", он подчеркнул, что "это эпос. Там везде преувеличения. Знаете, сколько времени занимает действие повести? 150 лет проходит с момента приезда сыновей на хутор и до смерти Тараса. У Гоголя вначале сказано "XV век", а заканчивается все конкретной битвой, дата которой установлена".
По словам режиссера, у него довольно простые задачи, отличные от тех, в которых его часто подозревают: "пробудить патриотизм может только мой знакомый Зюганов, он любит все время пробуждать. А задача искусства — доставлять эстетическое удовольствие. Это первая задача. Что сказал Карл Маркс? Что воспитательная функция у искусства существует, но она у него, кажется, на девятом месте. А главная функция — эстетическая".
Ну что же, посмотрим 14 мая на канале "Россия 1" новую работу юбиляра "Петр Первый. Завещание" и решим, смог ли режиссер доставить нам такое удовольствие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции