Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Уже 13 мая Госдума может рассмотреть во втором чтении законопроект о передаче технического осмотра (ТО) автомобилей из МВД частным структурам. Страсти вокруг техосмотра разгорелись в последних числах апреля, когда усиление контроля за прохождением ТО едва не спровоцировало в Москве настоящий коллапс: толпы автовладельцев сутками простаивали в очередях за заветным талоном. Скандал спровоцировал новую волну дискуссий относительно будущего техосмотра - отменить его вовсе, максимально облегчить процедуру, сделав ее, например, уведомительной, или передать полномочия по проведению ТО в частные руки?
Нет, весь я не умру
Недовольство автовладельцев разделил президент. В конце апреля Дмитрий Медведев предложил или вообще отменить процедуру ТО из-за ее несостоятельности, или сделать ее беспроблемной для граждан.
По мнению экспертов, полная отмена технического осмотра - заманчивая для автовладельцев перспектива, но, конечно, не выход. В том или ином виде проверка транспортных средств нужна, иначе передвижение по нашим дорогам станет слишком опасным.
Но и сохранять систему гостехосмотра в ее нынешнем виде смысла нет. "Из функции контроля за состоянием транспортных средств техосмотр превратился в отлаженный коррупционный механизм, - заявил РИА Новости председатель координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода Выбора" Вячеслав Лысаков. - В настоящее время он стал фикцией, большое количество автовладельцев покупают талон".
По оценке самого Лысакова, доля купленных техосмотров может превышать 50%. Недаром, как только был усилен антикоррупционный контроль, на пунктах ТО скопились огромные очереди: почему прежде водители не толпились у ворот и как-то умудрялись получать талон техосмотра? Кстати, и решить проблему очередей оказалось не так и сложно. Они исчезли после того, как департамент транспорта увеличил время работы пунктов до 12 часов.
Забрать и передать
Депутаты считают, что окончательно решить проблему поможет передача полномочий проведения ТО частным структурам, благо подобная практика существует в развитых странах. В Европе осмотром занимается не дорожная полиция, а специально аккредитованные технические станции и делают это весьма успешно. К примеру, в Германии не только осмотр автомобилей, но и инспекция инфраструктурных и промышленных объектов находится в ведении независимой сертификационной организации - TUV.
В России идея о передаче ТО из МВД в частные руки появилась отнюдь не вчера. Соответствующий законопроект в первом чтении был принят еще в июле прошлого года. Но на том дело и стало. И неизвестно, какова была бы его судьба, но апрельские события послужили катализатором процесса. Во вторник, 3 мая, глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев сообщил, что его комитет будет рекомендовать принять законопроект во втором чтении уже 13 мая. К этому же времени, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, правительство подготовит и предложит окончательные варианты.
Что изменит перемена мест
Как пояснил Вячеслав Лысаков, в России уже действуют частные пункты технического осмотра, вопрос в том, чтобы это явление приобрело системный характер, и чтобы сама процедура была максимально упрощена. К примеру, новые автомобили, на протяжении первых нескольких лет эксплуатации, могут обходиться без техосмотра, а ответственность за их состояние должен нести завод-изготовитель. Технические станции могли бы выдавать свидетельства о ТО своим постоянным клиентам, благо практически все крупные автосервисы располагают необходимым оборудованием. Нужно только разработать механизм аккредитации.
Вице-президент российской Ассоциации автомобильных журналистов Леонид Климанович считает, что технически решить проблему нетрудно, но есть целый ряд рисков, которые техническими мерами не решить. Например, риск монополизации рынка, если функции техосмотра попадут в руки избранных компаний близких к чиновникам. "Будут драть огромные деньги, как с ЖКХ у нас случилось", - поясняет Климанович РИА Новости.
Другой риск заключается в том, что переход функций ТО в ведение частных компаний сделает техосмотр более дорогой, но по-прежнему формальной процедурой. К сожалению, повод для беспокойства есть. Многие из тех, кому довелось получать в аккредитованном медцентре справку для водительских прав, для разрешения на оружие или, скажем, санитарную книжку, подтвердят, что медосмотр нередко носит фиктивный характер. "Чтобы мы не делали, мы натыкаемся на одну и ту же проблему - проблему коррупции", - подытоживает Климанович. Без ее решения механическая передача функций из одних рук в другие может оказаться бессмысленной манипуляцией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции