МОСКВА, 30 апр — РИА Новости. Тверские власти представили сорока независимым издателям проект превращения области в гуманитарное «Сколково», символом которого станет книга, издатели в ответ сообщили, что им для этого могло бы понадобиться, но в целом отреагировали сдержанно, передает корреспондент РИА Новости.
Сотверение мира
Марат Гельман, уже имеющий опыт превращения индустриальной Перми в эпицентр современного искусства, надеется сделать из Твери, где еще в советские времена было развито полиграфическое производство, в книгоиздательскую столицу России.
«Шесть лет назад Прохоров с Потаниным хотели сделать что-то вроде Стэнфорда. Выбрали идеальное место, начали делать, потом поссорились, потом кризис — потом появилось «Сколково», и это было примерно то, что они хотели сделать. И тут появились мы со своим проектом гуманитарного центра «Завидово», - рассказал РИА Новости Гельман.
Гуманитариев — рисовальщиков, лингвистов, переводчиков, романистов, - он хочет поселить в Завидове, в поселке, который строит на берегу Иваньковского моря входящая в холдинг «Интеррос» компания «ПрофЭстейт».
«Там вдвое больше, чем Сколково — это город в общей сложности на 50 тысяч человек. Вся территория — Левобережье и Правобережье. Один берег будет курортная зона, второй — гуманитарный центр с резиденциями архитекторов, дизайнеров, писателей: у нас будет 9 направлений, одно из них точно будет лингвистика, переводы. Будет конгресс-центр, где мы станем проводить 24 форума в год», - объясняет Гельман.
По его словам, все необходимые договоренности уже достигнуты, и к 2014 году «Завидово» заработает: там начнут проходить воркшопы мировых знаменитостей, а отечественные литераторы и проектироващики станут приезжать в полугодовую резидентуру.
Выгода очевидна: все, что они напишут, будет печататься и упаковываться в Твери. «Область заинетересована в том, чтобы ее производство, которое сегодня задействовано на 60%, было задействовано больше», - комментирует заместитель губернатора Алексей Каспржак.
Made in Tver
«Социологи говорят о том, что города будут между собой конкурировать за жителя. Брендирование здесь — очень важный инструмент выигрыша. Так вот, с помощью книг и издательств мы надеемся брендировать территорию, сделать так, чтобы Тверь ассоциировалась с книгой. Мы хотим создать комфортные условия для любого бизнеса вокруг темы дизайна и книгопроизводства», - объяснил РИА Новости Каспржак.
Для этого, в частности, местные власти готовы сдавать издателям помещения за номинальные суммы, фактически за коммунальные платежи, субсидировать закупку нового оборудования для типографий, которые, по мнению московских заказчиков, пока «отличаются недостаточной шустростью», и поддерживать независимых издателей в ситуации, когда на долю двух гигантов — АСТ и «Эксмо» - приходится до 90% рынка.
«Мы рассчитываем на позиционирование Твери как места, которое позволит издательствам снизить издержки. Я готов те доходы, которые мы получаем, инвестировать в субсидирование дистрибуции.Хочу, чтобы при этом на упаковке книги стояло made in Tver», - заявляет замгубернатора.
«Возможный плюс Твери — тусовка. Область готова поддерживать здесь наличие свободной дискуссии. Мы готовы создать здесь приятное место, устраивать фестивали, конкурсы», - продолжает он.
Что еще может потребоваться, решено было спросить у самих издателей — для этого их собрали со всей России в здании тверского Речного вокзала 1938 года постройки («за инженерные нарушения Сталин расстрелял архитектора, на этом же месте Малюта Скуратов убил митрополита Филиппа», - с гордостью за достижения тверичей объяснял гостям Каспржак, переехавший сюда 6 лет назад из Москвы и превратившийся в настоящего местного патриота. «Я пешком до работы 7 минут хожу! Я дома обедаю, мне жена борщ варит!», - хвастается он).
До этого здание шесть лет стояло закрытым и потихоньку рассыпалось. Но Гельман буквально за два месяца умудрился провести аварийные работы, заменить шпиль и открыть здесь центр современного искусства «Тверца»: его первая выставка стала частью трехдневного фестиваля «Верь в Тверь».
«Здесь все движется удивительным образом быстро. Например, в Перми я в феврале договорился о выставке, в октябре сделали «Русское бедное», в следующем феврале появился музей. То есть, через год. Здесь мы договорились о проекте с (губернатором) Зелениным 20 декабря. И вот мы уже здесь», - радуется Гельман, чей центр современного искусства в Перми тоже находится в здании речного вокзала, так что налицо, как он сам признает, «ощущение дежавю».
«Но если пермский музей коллекционирует бедное искусство всего мира, то зедсь — фотография, иллюстрация, комикс, печатная графика: все, связанное с бумагой. Раз издательский кластер делаем, то будем здесь собирать художников, которые работают на бумаге, женить их с писателями, Всеволода Емелина поставим во главе издательства комиксов», - продолжил он.
Кроме того, «Тверца» будет, как в Европе, обмениваться выставками с аналогичными заведениями в Перми, Казани и прочих центрах.
Но если с музеем Гельман явно способен разобраться самостоятельно, то в случае с издательствами Каспржаку нужно было услышать «набор конкретных решений».
Как нам обустроить
Самые конкретные решения озвучил интернет-магазин «Озон», чей главный склад находится в Твери вот уже семь лет, потому что, объяснил представитель «Озона» Михаил Осин, «город расположен между Петербургом и Москвой, на которые приходится 60% продаж».
«Мы можем считать, что Тверь уже стала книжной столицей Рунета, потому что все книги, которые мы посылаем по всему миру, расходятся из Твери. При этом данные показательные, потому что на долю Озона приходится 40-45% книжного онлайн-рынка в России, и онлайн-продажи книг растут. В 2009 году так было реализовано 3,7 миллиона книг, в 2010 году — 5,5 миллиона. При этом мы можем предложить огромный ассортимент — сейчас у нас доступно для заказа 370 тысяч наименований», - отметил он.
При этом сама Тверь оказалась вполне читающим городом: по из 84 городов, куда поставляет книги «Озон», по числу заказов она находится на 4-м месте.
Правда, глава «Мира детства» Галина Зинькович тут же привела другую статистику: «90% наших книг мы печатаем в Твери, и из них 1% мы продаем в Твери».
Как бы то ни было, теперь Каспржак предлагает договориться с «Озоном», который пока не готов работать напрямую с мелкими издательствами, и устроить на базе его складов всероссийский дистрибуционный центр, тем самым избавив издателей от головной боли, связанной с доставкой книг в магазины, и выполнив мечту директора детского издательства «Самокат» Ирины Балахоновой: «чтобы издатели — издавали, а кто-то еще — продавал».
Главный редактор «Культурной революции» Игорь Эбаноидзе предложил устраивать регулярные книжные ярмарки — что, похоже, и будет сделано, поскольку с его идеей никто не спорил; Михаил Котомин из Ad Marginem настаивал на составлении единого каталога российских книг с неким прозрачным рейтингом, Алла Штейман из «Фантом-пресс» сочла, что полезно было бы на средства тверских властей провести масштабное маркетинговое исследование, которое независимые игроки попросту не могут себе позволить, и наладить работу с социальными сетями. Юрий Михайлов из «Ладомира» напомнил, что в гуманитарных вузах в последнее время творится катастрофа, они неспособны выпускать ни вменяемых редакторов, ни корректоров, от которых слезы не наворачиваются на глаза, и тверской университет можно было бы перепрофилировать на подготовку кадров, а заодно занять редактурой и корректурой окрестных инвалидов.
Литературный критик Николай Александров порекомендовал между тем «посмотреть на город книжными глазами»: реликвий в Твери много, но мемориальных табличек нет, бакунинская усадьба разрушается.
«Да-да, а в тверском императорском дворце из комнаты Карамзина при ремонте едва не сделали туалет», - добавил Каспржак, который выслушивал все предложения очень благосклонно, однако в финале признался РИА Новости, что гигантскими бюджетами не располагает: у области пока есть на этот проект лишь «несколько десятков миллионов рублей».
Гельман на вопрос о бюджете вообще отвечать отказался: «Мы, - заявил он, - создаем не корпорацию, а ситуацию. У этой ситуации должно быть много авторов. В Перми мы начинали втроем, а сейчас порядка 2000 людей участвуют в проекте, некоторые из них с нами экономически не связаны».
Зато он убежден, что судьба проекта не зависит от политических пертурбаций в области. «Он настолько проработан и проверен, что любой вменяемый чиновник, который придет, поймет, что этот проект нужен Твери. Гарантий у нас, конечно, нету, но я исхожу из своего жизненного опыта: правильные идеи имеют мощную силу. Понятно, что все может случиться, но это не является аргументом для меня. Надо давить, продавливать».
Тверь ли я дрожащая?
На вопрос, все ли в городе поддерживают план преобразований, политтехнолог ответил, что до сих пор никаких возражений никто не озвучивал — разве что редактор местной газеты выпустил заметку о том, что нынешние власти укарли его личную идею семилетней давности.
Гельман даже расстраивается- поскольку противники очень помогают структурировать мысли. В Перми, например, ему на пользу пошло противостояние с писателем Алексеем Ивановым: «Сейчас все аргументы — в голове по полочкам. А когда мы начинали, это была авантюра, и Иванов своей агрессивной позицией заставил формулировать. А формулируя, ты лучше понимаешь, что ты делаешь, а значит, ты правильнее делаешь. Поэтому я Иванову искренне благодарен за активное неприятие моей деятельности», - говорит он.
Впрочем, противник появился, как по заказу, стоило только издательской конференции завершиться: на площади Речного вокзала перед московско-питерско-пермской делегацией книготорговцев вырос внушительных размеров батюшка в черном клобуке и принялся грозить кулаком.
«Мы не позволим беззакония! Не позволим в праздничный день балаган устраивать! Оскорбления святынь не потерпим! Это нарушение конституции, мы обратимся в прокуратуру! Гонцы уже посланы в патриархию, завтра же здесь будет казачество!», - громыхал священник.
Он охотно представился (игуменом Петром Танашкиным) и объяснил, что место, где стоит Речной вокзал, когда-то занимал Отроч-монастырь, там погиб святой человек, митрополит Филипп, и никакой торговли современным искусством на месте его гибели быть не может.
Вмешательство высших сил в виде игумена Петра собравшихся скорее порадовало, однако общая реакция издателей на услышанное была скорее скептической.
За ужином издатели сокрушенно признавались, что наполеоновские планы вряд ли удастся реализовать: по всей видимости, дело ограничится книжно ярмаркой. Что, впрочем, тоже неплохо.