По популярности среди российских (и, кстати, не только российских) туристов этот город на озере Селигер вполне можно сравнивать с Лазурным Берегом, Ривьерой и прочими туристическими брендами. Хотя есть разница: сюда, в отличие от ривьер, можно приехать "диким" туристом, причем в полном смысле этого слова - забраться с палаткой в глушь (относительную, конечно) и на какое-то время почувствовать себя лесным отшельником. А то и Робинзоном - можно, если повезет, заиметь на время отдыха личный остров. Но и любители комфорта не в накладе: такой концентрации комфортабельных турбаз и домов отдыха в средней полосе России нет больше нигде.
Город рыбаков
Селигер - озеро ледникового происхождения - было заселено еще во времена неолита, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Примерно в IX веке сюда пришли кривичи (славянское племя), которые около местечка Никола-Рошок основали городище с земляным валом и деревянными укреплениями. Постепенно заселялись и другие берега озера. Селигер всегда (даже и сейчас в какой-то степени) был богат рыбой, что и определило род занятий местных жителей: рыбацкий промысел и торговля. Купеческие ладьи сновали на юг и север, добираясь с "сухими перетасками" до Твери и Господина Великого Новгорода - хозяина здешних мест. Новгородское главенство над Селигером в течение XII - начала XIII веков неоднократно пытались оспаривать владимиро-суздальские князья. Не вышло: воевать в здешних непроходимых лесах было трудновато. Эти же леса (болот здесь, кстати, тоже хватает) не позволили в 1238 году войскам Батыя ударить по Новгороду. Захватив Торжок, хан Батый не собирался останавливаться, но в марте стал сходить лед, поднялась вода, и татары оказались лишены главной своей ударной силы - конницы. Она просто потеряла мобильность. Джихангир (официальный титул верховного татарского военачальника) вынужден был повернуть на юг.
Годом основания Осташкова принято считать 1371-й. Это год, когда в летописях впервые был упомянут Кличен - поселение на острове, расположенном немного севернее современного города. В том году оно было разрушено и сожжено новгородской охочей ратью, бандой по-современному. Легенда гласит, что из всего населения Кличена выжил лишь один рыбак по имени Евстафий, или, как произносилось тогда, Осташко. Он перебрался на "материк", срубил там избу, которая и стала зародышем будущего города. Это именно легенда, летопись повествует лишь о новгородском "беспределе", но других версий происхождения названия "Осташков" нет. Разве что такая: осташи - кожаные сапоги, которые в здешних местах шились специально для рыбаков. Ну а поскольку рыбаками были все, то…(современные горожане, к слову, так и называют себя осташами). Вообще-то до конца XV века упоминаются лишь Осташковские деревни, ставшие в районе 1477 года слободами. В XVI веке, точнее - в 1587 году, жители этих слобод построили крепость - Осташковский городок - для защиты от польско-литовских интервентов (не защитились - в том же году местный воевода присягал на верность Лжедмитрию II). Так что годом основания именно города логичней было бы считать 1587-й. Ну, в крайнем случае, 1477-й - год упоминания Осташковских слобод. Вот три даты на выбор, дальше пусть каждый по собственному разумению определяет. Осташи, судя по всему, склоняются к самой древней, по крайней мере одна из центральных улиц Осташкова носит название Евстафьевской.
После изгнания поляков Осташков стал быстро расти. В конце XVII века это уже большой город, в котором строится сразу два каменных собора - Троицкий и Воскресенский. Вслед за ними возникают и другие каменные постройки. Жители Осташкова в основном занимались ловлей рыбы, которую меняли на хлеб и другие необходимые товары. Помимо рыбаков жили здесь и купцы, в числе которых были известные своим богатством на всю Россию. Кроме торговли в городе процветали кузнечное и сапожное ремесла, работали чеканщики, золотых дел мастера, столяры, резчики по дереву, живописцы и даже часовщики.
Официальный статус города и собственный герб - три рыбки на золотом фоне - Осташков получил от Екатерины Великой в 1770 году. Эту дату можно считать четвертым вариантом года основания. А впрочем, не стоит - к моменту своего официального признания Осташков уже давно не был ни деревней, ни поселением, ни слободой. Был настоящий большой город, со всеми присущими городу атрибутами. Тут вам и церкви, и многочисленные каменные дома, и своя "олигархическая прослойка", игравшая немаловажную роль в экономике страны.
После утверждения генерального плана Осташков, как и другие города России, стал застраиваться по образцовым проектам, по которым были выстроены сотни каменных и деревянных домов. В 1820 году город посетил император Александр I, совершил приятную прогулку по озеру, осмотрел достопримечательности, остался очень доволен. В конце XVIII - начале XIX столетия в Осташкове появилось такое, о чем другие богом забытые уездные города России и не слышали, - больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, мощеные булыжником улицы, первая в России добровольная общественная пожарная команда; в городе почти все были грамотные, жители брили бороды и называли себя гражданами. Об Осташкове писали столичные газеты и журналы, ему посвящали книги.
Хранимый судьбой
Именно так хочется сказать об Осташкове, когда рассматриваешь его историю в новые и новейшие времена. Революция и Гражданская война хотя и прошлись по городу не без ущерба для последнего, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что стало со многими маленькими среднерусскими городами в тот же период. В Великую Отечественную Осташков находился в прифронтовой полосе, но оккупации избежал, как и больших разрушений (здесь формировались партизанские отряды и располагались госпитали). Избежал город и "прелестей" великих строек социализма (вспомните Калязин, Углич, Рыбинск и иже с ними). Конечно, об экономическом процветании Осташкова в советское время говорить не приходится - рыболовецкий промысел стал делом местного значения, а мощной промышленности здесь как не было, так и не появилось. За одним, впрочем, исключением, но о нем чуть позже. Сегодня в городе работает несколько предприятий пищевой промышленности, кожевенная и швейная фабрики. Основное же занятие города и окрестностей - туризм. Главное свое богатство - Селигер с его великолепной природой - Осташков сохранил почти в первозданности. Разве что рыбы стало меньше…
Теперь об исключении. После Великой Отечественной здесь было построено одно предприятие. НПО НИИ-88. Настолько засекреченное, что остров Городомля, где оно расположилось, стал полностью закрытой зоной наподобие Арзамаса-16 и Челябинска-65. Занималось это НИИ разработкой ракетной техники, для чего на остров были привезены пленные немецкие специалисты - наиболее продвинутые тогда в этой области. Параллельно с немцами работали и советские конструкторы. В какой-то степени советский космос (а также ракетное вооружение) родом отсюда. После 1953 года немцы уехали в ГДР, но НПО работу, конечно же, не прекратило. Собственно оно существует и по сей день - в виде завода "Звезда", занимающегося производством гироскопов.
Городомля - по-прежнему закрытая зона, берега обнесены колючей проволокой, попасть на остров можно только с причала через КПП. Правда, есть и новшества, навеянные временем: на Городомле работает дом отдыха. Вообще-то он там давно работает, но во времена страшных тайн вход туда был открыт только для своих. Сейчас приобрести путевку в дом отдыха под названием "Селигер" может каждый желающий.
Глаза разбегаются
Даже простое перечисление здешних достопримечательностей (как природных, так и построенных человеком) займет не один десяток страниц. Поэтому постараемся быть предельно краткими. Для начала прогуляемся по городу, полюбуемся Троицким и Воскресенским соборами, обретшими свой нынешний вид в конце XVIII века (не слишком давно отреставрированными, разумеется). Пройдем по улицам, поглядим на дома XVIII - XIX веков. Ну а потом можно и по окрестностям. Для начала прокатимся в деревню Светлица (полчаса на машине или катере), рядом с которой на острове Столбном в 1528 году был построен скит, получивший впоследствии название Нилова пустынь. В 1594 году на месте скита возник монастырь, ставший через некоторое время одним из самых посещаемых и богатых. В советское время в Ниловой пустыни находилась тюрьма, потом госпиталь, потом опять тюрьма, потом довольно долго ничего не находилось. Монастырь пребывал в запустении, находясь на вечной реставрации. Ругай, не ругай нынешние времена, а нельзя не признать: только когда его передали в ведение церкви и вновь сделали монастырем, он приобрел приличный вид. Да что там "приличный" - потрясающий! Это надо видеть: на островке рядом с обыкновенной маленькой деревушкой - величественные каменные стены, собор, колокольня, гранитные набережные, парки с английскими газонами!
Недалеко от Светлицы находятся села Кравотынь и Заплавье, куда мы тоже обязательно заглянем. В них едва ли не каждый дом - чудо искусства резчика или каменщика.
Ну, и конечно же побываем по возможности на многочисленных селигерских плесах: Березовском, про который говорят: "Кто на Березовском не был, тот Селигера не видел", Кравотынском и других. Хорошо бы еще в самую западную часть Селигера съездить, в деревню Свапуща. Оттуда 14 километров до истока Волги. Интересно взглянуть на ручеек, из которого выходит великая река.
А еще по возможности… Только сразу предупреждаем: на все здесь никаких возможностей не хватит. В смысле времени. Ну, или сразу давайте закатимся месяца на полтора. Хотя и этого мало будет. Так что обязательно сюда вернемся, тем более что очень захочется. Так захочется, что ни за что не удержишься.
Ехать в Осташков можно на поезде (из Москвы с Ленинградского через день) или на автобусе (с Тушинской автостанции). На автобусе быстрее: выезд около 7.00 - прибытие около 15.00 (впрочем, есть рейсы и в другое время). На поезде придется трястись целую ночь - с девяти вечера до семи утра. Так что железнодорожный трансфер, как говорится, на любителя.
Алексей Соколов, РИАН.Туризм