Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
На День весны и труда – 1 мая – наши аграрии получат подарок: Белоруссия должна приостановить поставки сухого молока в Россию. На фоне сезонного падения закупочных цен на сырое молоко – это неплохое подспорье, лишь бы братья-белорусы в последний момент не передумали. Тем более что нечто подобное случалось в предыдущие годы и приводило к так называемым "молочным войнам", которые наряду с нефтяными и газовыми войнами изрядно омрачали отношения между нашими странами.
"Большое молоко" – большие проблемы
Летнее увеличение надоев, или как говорят отраслевые специалисты, сезон "большого молока", традиционно оборачивается серьезным падением цен, наносящим урон, прежде всего небольшим хозяйствам. Исключением был прошлый год, когда из-за засухи цены на сельхозпродукцию не снизились, а наоборот пошли вверх. Однако в 2011-м все должно стать на свои места. Как сообщила РИА Новости ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Наталья Абрамова, цены на молоко в апреле по сравнению с январскими уже упали на 5-10%. По оценке руководителя аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяны Рыбаловой, сезонное падение в этом году составит 15-20% (примерно до 13,5 руб. за литр). Это умеренный показатель, в канун кризиса 2008 года закупочные цены падали до 7 руб. за литр, и крестьяне жаловались, что вынуждены отдавать молоко переработчикам по цене ниже себестоимости.
Остановить сезонное падение крайне важно, потому что естественной реакцией на затоваривание является забой крупного рогатого скота и новый виток кризиса молочного хозяйства. Сухое молоко из Белоруссии – его доля на российском рынке, по оценке ИАКР, составляет примерно 30% - всегда было фактором, стимулирующим снижение закупочных цен. Если есть возможность, перерабатывающие предприятия предпочитают работать с сухим молоком – так проще и дешевле.
Белорусские крестьяне этому только рады, дело в том, что Россия главный рынок сбыта для белорусских производителей, закрытие которого, даже временное, всегда ведет к затовариванию. По словам Натальи Абрамовой, белорусы не распродали остатки сухого молока с прошлого года, а теперь на подходе новая продукция.
Из двух зол
Производители молочных продуктов из дальнего зарубежья тоже доставляют немало хлопот нашей молочной отрасли – прямые и завуалированные дотации, которые получают аграрии Евросоюза, делают их продукцию более конкурентоспособной по сравнению и с отечественной, и с белорусской.
Для защиты рынка от конкурентов из дальнего зарубежья применяется такой испытанный инструмент, как таможенные пошлины. В случае с Белоруссией вопрос решается по-другому, по словам Татьяны Рыбаловой, между нашими странами уже несколько лет действует соглашение о сезонных приостановках поставок сухого молока. Правда, для белорусских производителей даже временное – на несколько месяцев отлучение от российского рынка оказывается тяжким испытанием, поэтому они нарушали его в прошлом – вспомнить хотя бы молочные войны 2009 года; могут нарушить и сейчас. По крайне мере, по словам Натальи Абрамовой, в Белоруссии большие излишки сухого молока, поэтому эксперт сомневается - как бы Минск не решил нарушить обещания. Конечно, это только предположение, которое разделяют далеко не все эксперты. В Национального союзе производителей молока отмечают, что противоречий все меньше и сейчас нет поводов сомневаться в том что все договоренности будут выполнены.
Кстати, на конечном потребителе это никак не скажется. Опыт зернового и топливного рынка наглядно показывает, что какие бы кульбиты не выделывали цены на сырье, конечная продукция дорожает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции