Как победить эпидемию курения в мире – один из важнейших вопросов, обсуждаемых экспертами на первой Всемирной министерской конференции по здоровому образу жизни и борьбе с неинфекционными заболеваниями, проходящей 28-29 апреля в Москве. По данным Глобального опроса Всемирной организации здравоохранения, доля курильщиков среди молодежи в России достигает 30%. Это один из самых высоких показателей в мире. Глава фонда Tobacco Free Kids (США) Мэттью Майерс (Matthew L. Myers) поделился своим видением проблемы с РИА Новости. Беседовала Юлиана Годик.
- Мистер Майерс, вы работаете в сфере табакоконтроля более 20 лет, разрабатывали антитабачные законы в команде президента Клинтона, возглавляете одну из авторитетнейших общественных организаций в США по защите детей от курения, как вы оцениваете ситуацию в России? Какие меры нужны, чтобы ее изменить?
- Число курильщиков в России можно назвать устрашающим, более 40 % населения страны (согласно последним исследованиям ВОЗ). Особенно пугает количество курящих молодых женщин и подростков - наиболее уязвимых групп.
- Если говорить об эффективных методах борьбы с подростковым курением, то самое важное – это последовательно разрушать привлекательные гламурные образы, созданные сигаретной рекламой.
Табачная индустрия тратит миллионы долларов на их создание. Основной посыл: «Курить – это круто, это по-взрослому». По моему мнению, труднее всего убедить подростка, что курить – это отвратительно и в этом нет ничего, что делало бы его сильнее и круче. Рассказывать молодежи о смерти и болезнях почти бесполезно. Они более обеспокоены тем, как они выглядят, какое впечатление они производят на сверстников, чем рассказами о какой-то там опасности. Исследования показывают, что шокирующие картинки в качестве предупреждений на сигаретных пачках работают намного эффективнее. Отталкивающий наглядный образ последствий курения является единственным противовесом «гламурности» и «крутости» сигаретной рекламы.
Читайте также: "Мифы о курении" от доктора Яковлева>>
Но если вы и, правда, хотите бороться с детским курением – первое, что нужно сделать – повысить цены на сигареты за счет увеличения табачных налогов.
В Нью-Йорке пачка сигарет стоит более 10 долларов, в России, если я не ошибаюсь, средняя цена за пачку менее одного доллара. С тех пор, как в США подняли цены на сигареты, прошло 10 лет, и процент курящих подростков снизился вдвое. Однако это проблема для нас остается актуальной. До сих пор в США около 2,8 миллиона курящих подростков.
В любой стране, где вопрос детского курения считается важным, особое внимание уделяется инспектированию магазинов, точек продаж сигарет. В США есть стандартный запрет продавать сигареты лицам моложе 18 лет. В США попросить подростка показать документы – самое обычное дело для продавцов. Как правило, торговцы страхуются и спрашивают документы у всех, кого по виду можно «отнести» к молодежи. Государственные службы отслеживают случаи нарушений, подобная практика быстро пресекается – есть система предупреждений и штрафов – от 250 до 10 тысяч долларов. Владельцу могут навсегда запретить торговать сигаретами и какими бы то ни было табачными продуктами.
- Пока в роли борца с курением в России выступает только государство. Многие скептически относятся к «инициативе сверху». Кто занимается антитабачными кампаниями в США?
- Несомненно, в истории борьбы с курением в США очень многое решала личная инициатива таких людей как мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс. Государственные дотации тоже многое решают. Существует целый ряд некоммерческих организаций, фондов, разрабатывающих и внедряющих антитабачные программы в школах, в СМИ. Наш фонд Tobacco Free Kids существует на деньги американского бизнеса, религиозных организаций и частных жертвователей. Понятно, что в США эта сфера более развита, чем в России, но «инициативу сверху» не надо недооценивать. В конце концов – именно у государства есть прерогатива регулировать проблемы общественного здоровья на законодательном уровне. Государство несет ответственность за проблемы здоровья общества, за образование, оно может влиять на сигаретные цены и рекламу.
Эффективное антитабачное законодательство – это самое важное. Я видел Национальную концепцию по борьбе с курением в России – это впечатляющий документ. Все прогрессивные меры – повышение налогов, запрет на курение в общественных местах: барах, ресторанах, офисах, введение графических предупреждений на пачках и полный запрет на табачную рекламу и спонсорство массовых мероприятий - где бы то ни было – вошли в концепцию. Если все это включат в новый закон о табаке – ситуацию с курением в России можно будет изменить. Гарантирую: курящих в России станет меньше.
И потом, работа с детьми часто требует не больших денег, а креативных идей. Наши программы направлены на то, чтобы превратить борьбу с курением в игру, сделать детей и подростков соучастниками одного большого и важного дела. Студенты колледжей с удовольствием участвуют в флешмобах. Собравшись у офиса табачной компании, тысячная толпа студентов в какой-то момент ложится на асфальт, символизируя умерших от болезней, вызванных курением. Очень популярны инсталляции «Что они кладут в сигареты?», проходящие в школах. Волонтеры собирают емкости с различной бытовой химией: растворителем, крысиным ядом, лаком для волос и прочим, чтобы показать, какие химические элементы содержатся в табачном дыме.
- Ваши двое детей уже вполне взрослые люди – они курят?
- Нет, они не курят.
- Как вы объясняли своим детям, что курить вредно?
- Знаете, дети не нуждаются в каких-то особых объяснениях. Они всего лишь копируют поведение взрослых. Лучший метод убедить детей не курить – это не курить самим.
Жить убеждением, что курение – вовсе не круто, это нездорово и опасно. Но это почти невозможно, если, покидая дом, ребенок будет попадать в мир, полный «качественной» табачной рекламы, разработанной лучшими специалистами в мире. Если в обществе, в котором живет ребенок, курение будет ассоциироваться с красотой, молодостью, чем-то инновационным, модным и современным. Если в торговых центрах, кинотеатрах красивые девушки с ослепительными улыбками будут раздавать сигареты бесплатно (в рекламных акциях), остановить это сможет только законодательный запрет. И, конечно, необходима разъяснительная работа. Нужно объяснять людям, как табачная индустрия обманывает их с помощью рекламных образов, буквально внедряя в их сознание позитивное отношение к курению.
- Парадоксальность российской ситуации в том, что табачные компании – порой единственные представители бизнеса, готовые давать деньги на школьные программы по здоровому образу жизни...
- Понимаете, табачная индустрия никогда не будет работать себе в убыток. Могу предположить, что эти программы используются для того, чтобы формировать лояльность будущих курильщиков к табачным брендам, или что-нибудь в этом духе… Табачным компаниям важно сформировать позитивное мнение о себе в обществе. Не стоит забывать, что они кровно заинтересованы в пополнении армии курильщиков. Только в России ежегодно последствия курения уносят жизни более 400 тысяч курильщиков. Самое важное для этого бизнеса - следить за тем, чтобы продажи сигарет продолжали расти. Рынок расширяют за счет маркетинга, направленного на женщин и подростков. Глава Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен, выступая здесь на конференции, сказала, что единственная индустрия, которой нельзя доверять ни при каких условиях – это табачная индустрия.
В США всех, кто каким бы то ни было образом связан с работой с детьми, мы предупреждаем о том, что надо избегать любого сотрудничества с табачной индустрией. На самом деле у каждого родителя, думаю, русские в этом тоже не исключение, есть желание обратиться к государственным чиновникам: «Если вы и, правда, озабочены здоровьем наших детей – пожалуйста, ограничьте деятельность табачников, запретите рекламу, введите адекватные налоги на сигареты, повысьте цены, разместите эффективные предупреждения на пачках, создайте бездымное пространство, внедрите качественные образовательные программы для наших детей по здоровому образу жизни».
- Нет уверенности, что именно эти меры будут эффективны. Есть мнения, что в антитабачной рекламе «позитивный посыл» будет лучше работать…
- Мировой опыт показывает, что быстро и эффективно победить эпидемию курения можно с помощью высоких сигаретных налогов, «пугающей рекламы» и тотальных запретов на курение в общественных местах. США потребовалось 30 лет, чтоб убедиться в этом. У России нет необходимости повторять ошибки США и других стран, сделанные за это время.
Никто не решит вашу проблему за вас. Все, что могут зарубежные эксперты – это свидетельствовать, Россия переживает тяжелейший демографический кризис, озабочена высокой смертностью – и в значительной степени это связано с распространенностью среди ваших сограждан курения, алкоголизма, наркомании. Причем страдает наиболее активное население: молодые мужчины, женщины, а также молодежь и подростки. Очевидно, что ваше Министерство здравоохранения, его глава - Татьяна Голикова и премьер-министр Владимир Путин, выступавшие также на этой конференции, осознают масштаб проблем. Игнорировать их невозможно. Они и в США не являются новыми, у нас есть опыт, которым мы готовы делиться.