Наибольшие проблемы для бизнеса связаны не столько с затратами и количеством обращений в органы власти, сколько с продолжительностью сроков предоставления государственной услуги и их неопределенностью. Такой вывод содержится в докладах представителей Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге и Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
По словам Вадима Волкова, который выступил с докладом на тему «Эффекты, механизмы и локализация плохих институтов в российской экономике», Институт правоприменения сопоставил российские цены на базовые услуги и товары со странами Западной и Восточной Европы и США. Задача, которую ставили исследователи, заключалась в том, чтобы локализовать плохие институты, понять, в какой части экономики их больше всего, а также оценить их негативный эффект, выраженный в завышении цен. В результате выяснилось, что в России в разы выше цены на жилье, офисное пространство, гостиничные номера, банковский процент. На сопоставимом уровне находятся цены на бензин, куриное мясо, картофель, Интернет и мобильную связь (цены именно на эти блага и услуги были взяты для сравнения в России и Европе). Для выяснения механизмов влияния плохих институтов на издержки и цены были проведены 12 экспертных интервью с собственниками и руководителями бизнеса. Интервью показали, что существенные потери возникают там, где предприниматель так или иначе оказывается связан с недвижимостью. Источником проблем, определяющих аномально высокие цены на недвижимость, являются, согласно выводу института, разрешительные процедуры, связанные с правом на возведение или возможность использования зданий и помещений. Цена плохих институтов – удорожание недвижимости на 25-60%. Ответственны за это ведомства, которые участвуют в согласовании проектов зданий, отвечают за подключение объектов к инфраструктуре и контролируют аренду принадлежащих государству помещений. «При улучшении институциональной среды и конкуренции эти цифры показывают потенциал уменьшения внутрироссийских цен», - считает Вадим Волков. Исследователи выявили следующие основные эффекты плохих институтов: низкая бюрократическая культура (сроки согласований удваивают производственный цикл в строительстве – по сравнению с Европой, в России на согласование уходит на два года больше, по мнению представителей бизнеса, это дает удорожание на 30%), взятки, легализованная коррупция и короткие горизонты ведения бизнеса.
Представитель Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Сергей Плаксин озвучил «Результаты мониторинга издержек бизнеса на получение государственных услуг – 2010», согласно которым среднее время обращений для получения госуслуг для бизнеса составляет более 1 года – 371 день. Мониторинг показал, что бизнес не в состоянии прогнозировать время рассмотрения документов и эта проблема обостряется, если в процессе участвуют подведомственные организации. В результате непредсказуемыми становятся не только сроки, но и конечная стоимость госуслуги. По мнению представителей ВШЭ, необходимо установить нормативы предельных сроков и стоимости госуслуг и обязать ведомства опубликовать в свободном доступе исчерпывающий перечень требований к получателям госуслуг, а также запретить требовать у заявителя документы, имеющиеся у других ведомств. «При определении приоритетов реинжиниринга необходимо учитывать, в первую очередь, государственные услуги, регулирующие доступ к ограниченным ресурсам, – это наиболее затратная часть бизнес-процесса и именно здесь максимальны объемы неформальных платежей», - отметил Плаксин. Оценка затрат получателей государственных услуг «до оптимизации» и «после оптимизации» должна стать устойчивой практикой при принятии решений по модернизации административных процессов и нормативной базы, считает эксперт.