Рейтинг@Mail.ru
Лучшее - детям? - РИА Новости, 29.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лучшее - детям?

Читать ria.ru в
Дзен
Как мы все хорошо знаем, в Советском союзе снимались прекрасные детские фильмы. В том числе анимационные. И не только детские, но и - что гораздо сложнее - кино для подростков. "Приключения Электроника", "Гостья из будущего", "Дубравка", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" были близки и понятны тинэйджерам, а потому популярны. Их авторы не пытались поучать своих зрителей, но и не боялись вместе с ними браться за серьезные вопросы...

На прошлой неделе я получил приглашение на конференцию "Финансирование проектов киноотрасли". Организаторы планировали, среди прочего, поговорить о проблемах анимации и детского кино, которые сейчас находятся, мягко говоря, в печальном состоянии. В программе форума было заявлено участие множества уважаемых людей: Ирина Хакамада с докладом о перспективах детского и юношеского кино, Виктор Мережко с выступлением на тему "Сохранение и развитие культурного потенциала нации", мнения на тему финансирования детского кинематографа, воспитания подрастающего поколения средствами киноискусства и т. д.

Сразу скажу, что, посетив этот форум, свое беспокойство за детское кино я удовлетворил не вполне. То есть мне так и не стало понятно, как кинематографисты своим ремеслом собираются воспитывать наших детей. А также где они планируют собирать деньги на свои фильмы.

Но тенденции из выступлений участников уловить было можно. И они, коллеги-родители, нас вряд ли обрадуют.

Как мы все хорошо знаем, в Советском союзе снимались прекрасные детские фильмы. В том числе анимационные. И не только детские, но и - что гораздо сложнее - кино для подростков. "Приключения Электроника", "Гостья из будущего", "Дубравка", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" были близки и понятны тинэйджерам, а потому популярны. Их авторы не пытались поучать своих зрителей, но и не боялись вместе с ними браться за серьезные вопросы. Весь мировой кинематограф смотрит и учится у фильма Сергея Соловьева "Сто дней после детства" - тому, как близко режиссер смог подойти к настоящему живому подростку и рассказать ему о нем самом. Многие нынешние голливудские картины, в которых действуют дети (вроде последних серий "Гарри Поттера") приобретают смысл лишь тогда, когда в глазах его героев вдруг проглядывает слабый отблеск того мучительного процесса взросления, с которым никак не могли совладать персонажи Соловьева.

Сейчас ничего этого нет. Кое-как снимаются полнометражные мультфильмы. Некоторым из них ("Три богатыря и Шамаханская царица" из "богатырской серии") даже удается принести создателям денег. Но анимационных короткометражек - того, что двигает искусство вперед - в кинотеатрах и на ТВ почти нет. Детского кино нет. Юношеские фильмы остались только в наших воспоминаниях.

Как так вышло? Детские фильмы (а вернее фильмы для всей семьи, ведь дети не ходят в кино без родителей), которые делаются в Голливуде, приносят студиям самые большие доходы. Потому, опять же, что с ребенком в кинотеатр приходит как минимум один взрослый - и платит за оба места в зале. Потому, что дети больше, чем взрослые любят попкорн и газировку, без которых поход в кино - одно расстройство. Потому еще, что крупные сети торговых центров, вроде Wal-Mart охотнее продают DVD c безобидным семейным кино, в котором нет голых девиц и сквернословия.

Российское кино для детей делает вид, что живет в другой реальности. Его авторы не хотят создавать простые истории, которые понравились бы в первую очередь родителям. Это ведь так просто: чтобы привести в зал ребенка, нужно сначала заманить его папу или маму. Потому в фильмах-рекордсменах бокс-офиса столько подмигиваний взрослым. Равномерно расставляя ловушки-киноцитаты из триллеров, научной фантастики и даже артхауса, создатели таких мультиков как "История игрушек-3" дают понять родителям, что про них тоже помнят, и что они - желанные гости на этом детском празднике.

Наши авторы идут другим путем и потом удивляются, почему их фильмы проваливаются в прокате. Какому ребенку, какому взрослому захочется смотреть недавний дебют директора "Ералаша" Бориса Грачевского "Крыша", который сам режиссер определил как "антисуицидальное кино"? Это же чистой воды нравоучение, выполненное к тому же в странной смеховой, чуть ли не ералашевской манере.

Дело же не в том, что государство не очень хочет поддерживать детско-юношеское кино. На самом деле оно хочет и делает это через Минкультуры, а теперь еще и через богатый Фонд кино. Но сколько ни убеждай зрителей в том, что для них такие фильмы полезны, и, посмотрев, к примеру, "Крышу", дети переживут катарсис и расхотят лишать себя жизни - идти на такое можно только из-под палки.

Уважаемые кинематографисты говорят о том, что их работа - это инвестиция в культуру, что детское и подростковое кино не может окупиться деньгами. Это, конечно, правда, и наши старые фильмы так же, как и мультики "Союзмультфильма", действительно наш "культурный и нравственный капитал". Но выведение этой части индустрии за границы рынка было бы на руку только тем, кто желает снимать никому не нужно кино за счет государства. Здесь есть на чем заработать, не обидев ни себя, ни своих зрителей. Если бы, например, с правами на игрушки, сладости, одежду и другие товары с изображением Винни-Пуха или Ежика в тумане была ясность, создатели этих персонажей озолотились бы.

Но общее мнение тех, кто хочет заниматься этими перспективными направлениями: детские фильмы - это сфера идеологии. А за идеологию, в особенности не противоречащую государственным интересам, власти должны платить и не ждать того, что средства вернутся в казну. Лишь некоторые продюсеры считают, что нужно искать баланс между рынком и "нравственным воспитанием". Это как раз те, чья работа вполне успешна: Анатолий Прохоров, руководитель проекта "Смешарики" и Сергей Сельянов, глава компании, выпустившей мультфильмы про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Не самые плохие проекты, надо сказать.

При этом хорошие короткометражные мультфильмы в стране тоже есть. И опыт "Большого фестиваля мультфильмов" говорит, что сборники этих короткометражек могут прекрасно собирать полные залы, а значит - зарабатывать. Да, их не показывают по ТВ, и это проблема не столько телевизионного начальства, сколько закона, не позволяющего разбивать детские сеансы рекламой. Но важно не это. Важно то, что есть люди, которые могут делать фильмы, интересные детям, а не какому-то идеологическому отделу.

Вообще, за всеми разговорами об идеологии, нравственности и патриотизме в кино мы, по-моему, забываем одну очень простую вещь. Если у автора задача снять нравственное, воспитательное кино - скорее всего ничего не выйдет. Потому что это все равно, что написать "великий роман". Никакие деньги не гарантируют результат. Для начала нужно попробовать сделать интересный, искренний фильм, пусть и с некоторыми уступками времени и рынку. Если автор не будет лукавить, и его работа не будет сильно расходиться с его убеждениями - то получится и нравственно, и патриотично. Как в лучшем советском кино.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала