Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Строительство «дублера» Босфора - Стамбульского канала - позволит снизить интенсивность прохождения грузов через Босфор, который связывает Черное и Мраморное моря. Об этом 27 апреля заявил глава правительства Турции Тайип Эрдоган. Может ли такое решение Турции повлиять на перспективы строительства нефтепровода между болгарским Бургасом и греческим Александруполисом, через который в Европу должна будет поступать российская нефть?
Новая водная артерия
Сейчас через Босфор перевозится 150 млн тонн нефти ежегодно. Это самый загруженный пролив в мире. Пропускная способность Босфора ограничивает грузоперевозку. К тому же, иногда проход по нему затруднен из-за тумана. Новый канал позволит увеличить количество провозимых грузов. Глубина Стамбульского канала составит в среднем 25 метров, ширина - 145-150 метров. Через него смогут проходить самые крупные в мире суда, рассказал Тайип Эрдоган. Себестоимость проекта, по словам премьера Турции, держится в тайне. Ранее турецкие СМИ сообщали, что проект прокладки искусственного канала через Стамбул обойдется Турции в 20 млрд долларов.
Россия строит свой маршрут доставки нефти иностранным потребителям. В 2007 году Россия, Болгария и Греция подписали межправительственное соглашение о строительстве почти 300-километрового Трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис. И одной из причин его строительства была как раз малая пропускная способность Босфора.
Для реализации проекта стороны зарегистрировали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V. России в ней принадлежит 51%, Болгария и Греция поровну делят 49%. Предполагается, что через нефтепровод Бургас-Александруполис в Европу можно будет поставлять 35 млн тонн нефти в год. В перспективе поставки могут возрасти до 50 млн тонн.
«Южному потоку» угрозы нет
Эксперты говорят, что строительство Стамбульского канала не должно изменить планы России по доставке сырья через строящиеся нефтепровод Бургас-Александруполис, а также через газопровод «Южный поток». Через этот газопровод будет поступать газ потребителям в Южной и Центральной Европе. «Сейчас газ через Босфор не возят», - пояснил РИА Новости директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Дело в том, что у России есть два завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на севере, но на юге страны – их нет. Газ потребителям будет доставляться именно по газопроводу, и новый канал намерения России не изменит.
«Кроме того, от строительства газопровода никто не откажется, поскольку иначе будет построен «Набукко» (газопровод по поставке газа с Каспия в Европу – РИА Новости), и Россия потеряет часть европейского рынка», - пояснил РИА Новости аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Танурков.
Российские «плюсы» Стамбульского канала
Если необходимость строительства газового «Южного потока» у экспертов сомнений не вызывает, то инвестиции в нефтепровод Бургас-Александруполис при появлении Стамбульского канала они оценивают неоднозначно.
Аналитик ИК «Тройки Диалог» Валерий Нестеров полагает, что появление Стамбульского канала «убьет проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, который и так сейчас уже чуть живой». При этом Россия получит определенные выгоды: к примеру, транспортные расходы при доставке сырья снизятся, поскольку перевозка нефти танкерами в два-три раза дешевле транзита доставки по нефтепроводу. Более доступными станут рынки Южной, Юго-Восточной Азии и Китая, говорит Нестеров.
Видит плюсы для России от появления новой транспортной артерии и Василий Танурков. «У России и других стран Черноморского бассейна есть проекты по добыче нефти на шельфе Черного моря, - напоминает он. - Если добыча на шельфе начнется, то эту нефть можно будет доставлять иностранным потребителям кораблями через Стамбульский пролив».
Кроме того, через Новороссийск Россия всегда экспортировала зерно. «В России есть масса проектов наращивания производства сельхозпродукции, и еще один канал транспортировки был бы полезен, - рассуждает Танурков. – Также через российские порты и Стамбульский канал могли бы экспортировать свои товары страны СНГ, например, Казахстан».
Правда, нужно еще учесть, что прокладка Стамбульского канала – дело не быстрое. «Его строительство требует очень больших инвестиций и займет не один год, - говорит Василий Танурков. - Канал может быть построен в лучшем случае году к 2020-му». Поскольку большие инвестиции нужно будет «отбивать», то плата за транзит по каналу будет немаленькой, полагает Танурков.
Геополитика важнее экономики?
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов непреклонен: «Идея строительства «трубы» через Болгарию и Грецию была политически разумной».
«Турция в любой момент может сказать, что Босфор перегружен, и она не может обеспечить проход танкеров через него», - разъясняет возможную проблему Симонов. В такой ситуации нефтепровод Бургас-Александруполис – необходимая альтернатива.
Кроме того, если ставить задачу по диверсификации транзитных путей, то Россия должна думать не о том, появится или нет новый канал для перевозки грузов через Турцию, а о том, чтобы важнейшие транспортные артерии Турцию обходили. «В ближайшей перспективе Турция будет второй Украиной, но Европа не до конца это осознает, когда планирует участвовать в строительстве «трубы» «Набукко» через Турцию, - прогнозирует Симонов. - Турция рвется в ЕС и связывает строительство «Набукко» с принятием страны в члены ЕС».