Главный конструктор концерна "Ижмаш" (Удмуртия), легендарный оружейник Михаил Калашников на днях переизбран президентом некоммерческой организации "Союз российских оружейников", объединяющей более 50-ти российских предприятий ОПК. Калашников возглавляет эту организацию с 1994 года. В свой 91 год конструктор продолжает работать над новыми образцами оружия. В канун переизбрания главой Союза Михаил Калашников дал интервью корреспонденту РИА Новости.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Сейчас главная работа построена вокруг автомата Калашникова 200-ой серии. Это очень интересная разработка, она является логическим продолжением 100-ой серии, которая стала очень популярной во всем мире. К сожалению, большинство вещей, связанных с новым автоматом, - государственная тайна, так что больше я ничего рассказать не могу.
- Что в планах у конструктора? Есть ли какое-то дело, до которого до сих пор не дошли руки?
- Вы знаете, и сегодня работы так много, что строить какие-то особые планы просто нет времени. Все дни остаются насыщенными. Продолжаю работать на "Ижмаше", занимаюсь общественной деятельностью. Сейчас создано много профессиональных объединений, которые работают на благо страны. В их числе - "Союз российских оружейников", президентом которого я являюсь, и "Союз машиностроителей России", в котором я также состою. У этих организаций очень большой потенциал. Стараюсь по мере сил принимать участие в их деятельности.
Много времени стараюсь посвящать работе в качестве консультанта генерального директора компании "Рособоронэкспорт". На эту должность меня пригласил еще Сергей Викторович Чемезов (генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" – при. ред.). Одна из главных задач - участие в международных выставках. Мое присутствие на выставках привлекает интерес к нашему оружию.
Продолжаю вести переписку теперь уже со всем миром. Соотечественники предлагают новые изобретения в области стрелкового оружия, иностранцы десятками просят дать автографы. Они их потом, наверное, тиражируют и продают. Но есть и достаточно интересная переписка с нашими и зарубежными специалистами в области стрелкового оружия.
Кроме того, постоянные встречи, мероприятия, участие в воспитательной работе с молодежью, интервью. Утомляет, конечно. Но я верю, что эта деятельность полезна.
- Вы почти всю жизнь проработали на оборонных предприятиях конструктором, никогда не было желания сменить профессию, начать работу на гражданском производстве?
- Конструировать, изобретать что-то новое нравилось с детства. Наверное, если бы не Великая Отечественная война, я стал бы конструктором сельскохозяйственной техники. Но война вмешалась. А поскольку свою конструкторскую деятельность я начал с изобретения военного назначения, то уже не было ни времени, ни мыслей о работе в других областях, тем более, мыслей об освоении другой профессии.
- Когда вас во время войны отправили на работу в Ижевск, предполагали ли вы, что останетесь здесь на всю жизнь?
- Особенно не загадывал, но предполагал, что останусь надолго. Только Ижевский машиностроительный завод обладал достаточным потенциалом, чтобы освоить массовое производство моего автомата. Поэтому я, конечно, надеялся, что останусь в Ижевске не только для конструкторского сопровождения производства АК-47, но и что мне будут созданы условия для разработки других образцов стрелкового оружия. Так и произошло. Сегодня на "Ижмаше" продолжают совершенствовать конструкцию моего автомата.
- Долго привыкали к уральскому климату?
- Ни в первые, ни в последующие годы пребывания в Ижевске я абсолютно никакого дискомфорта не чувствовал. Наверное, сказывается алтайская закалка (Калашников родился в селе Курья на Алтае – прим. ред).
- Имя Калашникова известно в любой части мира, для многих вы пример для подражания. А на кого вы равнялись в жизни?
- Поскольку делом своей жизни я избрал производство стрелкового оружия, то и примером для меня были признанные корифеи оружейного мира. Это выдающиеся конструкторы-оружейники, настоящие патриоты - Дегтярев, Симонов, Шпагин. Мне довелось познакомиться с ними на полигоне во время испытаний оружия. Ими я восхищался, завидовал их успехам, удивлялся их упорству и трудолюбию. Именно они были для меня образцом верного, беззаветного служения Родине. Равняться на них я начал после того, как приняли на вооружение автомат АК-47.
- Автомат Калашникова - изобретение, о котором знают все, а что вы сами как конструктор считаете главной работой своей жизни?
- Были у меня конструкторские разработки, как и до, так и после изобретения АК-47. Все они мне дороги как дети, я помню, как каждый из них появлялся, поднимался на ноги - об этом я подробно рассказывал и в своих книгах. Но все-таки главной работой я считаю создание именно автомата АК-47, все-таки это мой "первенец". Его появление и принятие на вооружение и предопределило дальнейшие успехи в моей жизненной судьбе и творческой деятельности.
- Вы объездили весь мир, заработали статус легенды, а какая встреча и с кем запомнилась вам больше всего?
- Интересных и памятных зарубежных встреч было много. Конечно, невозможно забыть общение с коллегами-оружейниками - конструкторами Стоунером и Рюгером, специалистом в области стрелкового оружия Изеллом. Хорошо запомнились и такие события, как встречи с лидерами иностранных государств Раулем Кастро, Муамаром Каддафи, Абдаллой II, очень интересный человек президент Венесуэлы Уго Чавес.
- Если бы вы могли прожить жизнь заново, хотели бы вы, чтобы она прошла так же?
- Это очень сложный вопрос, и не каждый может на него так сразу ответить. Жизнь моя была нелегкой, но смею полагать, что она была полезной для Отечества. Отвечу традиционно: старался бы идти той же дорогой, но постарался бы уже не допустить каких-то ошибок, избежать горьких потерь.