28 апреля 2001 года американец Деннис Тито ступил на палубу космического корабля, улыбнулся, хлопнул в ладоши и отправился бороздить космические просторы в составе экипажа "Союз ТМ 32". Так началась эра космического туризма. За 10 лет на орбите побывали 7 человек, заплатив за это путешествие от 20 до 40 миллионов долларов.
В последние годы много говорят о популяризации направления космического туризма, о снижении стоимости полетов, о запуске космодромов, тестировании шаттлов для туристов и разработках программ космических экскурсий "эконом"-класса. Может быть, нам, простым обывателям, все-таки удастся на своем веку прокатиться по орбите и увидеть обратную сторону Луны?
Турагентство для миллионеров
Пионером и движущей силой космического туризма является компания "Space Adventures", основанная в 1998 году. Именно её усилиями на МКС отправились первые туристы. Компания работает в США, но имеет офис и в Москве, поскольку сотрудничает с Росавиакосмосом.
Первым счастливчиком был Деннис Тито – предприниматель и мультимиллионер. С него ведется летопись эры космического туризма, Казахстан даже выпустил марку с его фотографией. Полет Тито обошелся в 20 миллионов долларов, он провел на орбите 7 дней и облетел землю 128 раз.
Далее с каждым туристом цена путешествия росла. В 2008 году Ричард Гэрриот заплатил за полет уже 30 миллионов, а знаменитому канадскому клоуну Ги Лалиберте удовольствие обошлось примерно в 40 миллионов. В 2013 году цена может составить уже 56 миллионов долларов. И дело не в жадности космотуроператора - дорожает топливо, растут зарплаты сотрудников, сами корабли обходятся дороже. Ну и, конечно, расширяется список дополнительных услуг, в числе которых есть и прогулка в открытом космосе – всего 15 миллионов долларов.
Но, не смотря на поистине астрономическую стоимость внеземных путешествий, число желающих неуклонно растёт. Чтобы полететь на МКС, недостаточно раздобыть тонну долларов, необходимо дождаться своей очереди (2-3 года), пройти отбор, затем двухнедельную подготовку в Звездном городке и медицинское обследование. А для выхода в космос требуется лишний месяц тренировок. Финальный штрих – подписание бумаги о том, что турист осознает риски и ответственность.
В 2006 году японскому бизнесмену Дайсукэ Эномото не повезло – его не допустили до полета из-за проблем со здоровьем. Вместо него стартовала первая и пока единственная женщина-непрофессиональный космонавт - 40-летняя американка иранского происхождения Ануше Ансари.
Помимо медицинских противопоказаний, кандидата могут не допустить к полету из-за связей с криминальным миром, склонности к пьянству, пристрастию к наркотикам или если деятельность кандидата каким-либо образом может плохо отразиться на репутации МКС.
В 2009 году из-за увеличения количества астронавтов на МКС и, соответственно, уменьшения количества свободных мест на кораблях, "Space Adventures" и Росавиакосмос прекратили отправку туристов на "Союзах". Но в нынешнем году обещают возобновить, так как количество производимых "Союзов" в год вырастет с четырех до пяти. К тому же, не время уходить на дно, когда мир на пороге становления полноценного космического бизнеса.
Космические экскурсии "эконом"-класса
"В скором времени космос превратится из обьекта научного исследования в одно из направлений туризма", – уверен сэр Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin. И локомотивом космического туризма станут суборбитальные полеты, ориентированные на "средний" класс. Образно полеты на МКС – это отпуск категории люкс, а суборбитальный полет – экскурсия.
Суборбитальный полет будет проходить по эллиптической траектории, максимальная удаленность от земли – 130 км, продолжительность – 2 часа. Это позволит туристам увидеть космическое пространство, Луну и Солнце как полноценные космические объекты, округлости Земли и почувствовать невесомость. Среди преимуществ можно выделить также более низкую стоимость билета по сравнению с полетом на МКС и отсутствие больших перегрузок. Корабли будут взлетать и приземляться как обычные самолеты, что дает свободу в выборе площадок, а не ограничивается Байконуром.
Пока самой известной компанией, работающей в этой отрасли, является Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Подготовка и тестирование их космобаса SpaceShipTwo идет полным ходом. Более ста билетов по цене 200 000 долларов уже проданы, среди покупателей 9 русских. 85 000 желающих подали заявки и готовы внести предоплату. Предполагается, что в ближайшие двенадцать лет парк этих аппаратов составит 40–45 экземпляров.
Аналогичные проекты разрабатываются и другими компаниями, в том числе EADS (European Aeronautic Defence and Space Company).
По плану EADS, за 8 лет работы программ (к 2020 году) в космосе должны побывать порядка 15 000 туристов.
Новичок отрасли, американская компания Armadillo Aerospace, сотрудничающая со Space Adventures, объявила в 2010 году о наименьшей из всех конкурентов стоимости полётов — $102 тыс. за 5—15-минут в космосе. Перед полётом каждый космический турист пройдёт многодневную подготовку. Зарубежные эксперты полагают, что растущий рынок суборбитальных полётов позволит снизить стоимость билета в космос к лету 2014 года до $50—100 тыс.
В октябре 2010 года открылся первый коммерческий космопорт в штате Нью-Мексико, США. В ближайшие полтора года с него, скорее всего, и запустят первый суборбитальный рейс.
Прогулка вокруг луны и космическая свадьба
Бизнесмены и специалисты уверены, что возможностей у отрасли космического бизнеса намного больше, орбитальными или суборбитальными полетами все не ограничивается. Несколько компаний заявили о намерениях в ближайшие несколько лет организовать путешествия к Луне. Среди них Constellation Services International (CSI) и проект Lunar Express Space Transportation System.
Не отступает и компания Space Adventures, она предлагает полюбоваться лунными кратерами вблизи каждому желающему всего за 100 миллионов долларов.
Японская компания First Advantage объявила о том, что совсем скоро за 2,5 млн. долларов можно будет пожениться на борту космического корабля в условиях нулевой гравитации. Правда, придется уложиться в пару минут, именно столько будет длиться состояние невесомости по их программе, а весь полет займет около часа. Для воплощения своих планов в жизнь японцы решили задействовать возможности американской компании Rocket Plane.
Апартаменты с видом на планету
Идея строительства жилья в космосе не нова. Знаменитый гостиничный магнат Баррон Хилтон в свое время рассуждал на эту тему, но его энтузиазм был слегка преждевременным и никого не вдохновил.
Сегодня уже несколько компаний-разработчиков, в том числе Bigelow Aerospace и Galactic Suite, обещают в ближайшем будущем открыть за пределами Земли отели, где можно будет провести пару дней или недель, дабы отвлечься от мирской суеты и земных забот.
Россия, что приятно, в тренде. В январе этого года ОАО "ВПК "НПО машиностроения" завершило постройку двух орбитальных космических станций, каждая из которых имеет 11 метров в длину и 4,2 метра в диамет ". Они были доставлены на остров Мэн. Там специалисты будут изучать их, чтобы потом достроить и, возможно, вывести на орбиту.
Одним из важных отличий орбитальных модулей "Алмаз" являются двухметровые панорамные иллюминаторы - первоначально эту станцию предполагалось использовать для фоторазведки.
Компания Excalibur Almaz рассчитывает уже к 2013 году предложить своим клиентам недельное путешествие на орбиту на космическую станцию, собранную из советских модулей.
Что ж, все к тому, что пикник на орбите не за горами. Правда, пока обычные люди с энтузиазмом следят за развитием технологий и ждут, что вот-вот можно будет сгонять на выходные на ту сторону луны и отобедать, наблюдая заход Солнца в космических масштабах, экологи всерьез обеспокоены. Они считают, что развитие космического туризма, его бурный рост в следующее десятилетие, может значительно ускорить темпы изменения климата за счет углекислоты и сажи от выхлопов ракетных двигателей.
Подготовила Ольга Лятифова