Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Признанные интеллектуалы так редко возглавляют силовые ведомства, что когда это происходит или намечается, сотрудников обозначенных структур обычно охватывает дрожь и трепет. Президент США Барак Обама задумал как раз такую "Большую рокировку": он со дня на день (может, и сегодня, 28-го апреля) объявит о смене одновременно шефа Пентагона и главы Центрального разведывательного управления. "Главного шпиона" США Леона Панетту "перебрасывают" на Пентагон. А командующего силами США и НАТО в Афганистане, генерала Дэвида Петреуса – на ЦРУ. Попутно пройдут и перестановки на более низком уровне.
Зачем все это надо?
Но ажитации ни в Лэнгли, ни в Пентагоне не видно. Во-первых, такие смены в предвыборный год не редкость: кандидатов еще должен одобрить сенат, а это лучше делать задолго до того как Америку охватит предвыборное сумасшествие. Во-вторых, ухода нынешнего министра обороны Роберта Гейтса ждали уже давно (он сам собирался уходить с 2008-го года). В-третьих, обе фигуры - очень уважаемые профессионалы в своей области и искусные политики. И, в-четвертых, никакой смены "ориентации" от перемен никто не ждет. Ждут только преемственности курса на укрепление авторитета обоих ведомств и стабильности. А лучше этого бальзама, как показывает практика, для душ служащих трудно и придумать.
Все, что делается в США, когда уже стартовала президентская предвыборная кампания 2012 (Обама официально получил кандидатское удостоверение в начале апреля), естественно, связано с выборами. И теперь ясно видно, что "друг Барак" готовится к ним в высшей степени обстоятельно.
Почему Петреус…
На первый взгляд кажется, что Обама несколько перемудрил. Надо бы было просто поставить Петреуса на Пентагон вместо Гейтса. Тем более что Дэвид Петреус в армейских кругах - это нечто вроде легенды. 57-летний выпускник Уэст-Пойнта не просто четырехзвездный генерал. Он еще и известный военный теоретик, автор множества книг, научных работ, учебников и пособий, публикаций по теории и практике военного дела, эксперт по контртеррористической деятельности. Петреуса иногда называют "профессором войны". Некоторые его книги в США - бестселлеры (и отнюдь не только в военной среде). От всех прочих военных "книжных червей" его отличает то, что он с успехом применяет свои теоретические изыскания на практике.
"Клуб друзей" Петреуса охватывает все рода войск и политиков самого разного спектра. Потому что он, ко всему прочему, и искусный дипломат. Упечь такую исключительность в закрытое образование, коим является ЦРУ, кажется несколько расточительным. Да и сам Петреус вроде хотел занять пост главы комитета начальников штабов (генштаб США) вместо уходящего летом в отставку адмирала Майка Малена. Но Обама его уговорил на ЦРУ.
Скрывается за этим, похоже, перенос упора с военного дожимания "Талибана" на тайную дипломатию – начало закулисных переговоров с "Талибаном" по урегулированию. Петреус хотел сначала сломать военное сопротивление "Талибана", а потом уже заняться политическими вопросами. Но Обаме важнее начать обещанный (и ожидаемый американцами уже в этом году) вывод войск. А также подготовку к передаче всей системы безопасности афганским структурам и армии в 2014-м.
Петреус, между прочим, был большим сторонником привлечения России, Китая и Индии к афганскому урегулированию.
Кстати, вполне может так случиться, что Барак Обама сделал большую услугу генералу. Кое-кто уже сейчас говорит, что он может стать прекрасным кандидатом в президенты на выборах 2016-го года. От республиканцев (хотя не исключен и демократический вариант). Высшие военные посты и опыт директора ЦРУ за спиной сильно расширяют платформу для наступления на Белый дом. Если такое случится, то Петреус может стать вторым после генерала Эйзенхауэра "военным президентом" США.
И почему Панетта
Утверждают, что Леон Панетта тоже так прижился и полюбился в ЦРУ (ему удалось поднять авторитет ведомства), что ни он не хотел уходить, ни его не хотели "отпускать". Но за новым постом Панетты тоже стоят серьезные предвыборные соображения.
У Панетты прочная репутация "бюджетного хирурга". Панетта при президенте Клинтоне возглавлял административно-бюджетное управление Белого дома и был руководителем администрации президента. Ему всегда удавалось искусно находить компромиссы для сокращения бюджетных расходов. Поскольку на предстоящих выборах все будет о дефиците бюджета ($1,4 трлн), колоссальном национальном долге США ($14 трлн), экономике, зарплатах, льготах, пенсиях, то без его опыта резать расходы наименее болезненным способом Обаме просто не обойтись. А первый кандидат на такое урезание – Пентагон. Гейтсу удалось добиться сокращения расходов Пентагона в предстоящие 10 лет на $400 млрд. Обама хочет, чтобы эта сумма минимум удвоилась. Т.е Панетта – министр обороны на период жесткой бюджетной экономии.
Показательно в этой связи, что председатель Федеральной резервной системы США (центробанка) Бен Бернанке не далее как 27-го апреля объявил на пресс-конференции, что дефицит бюджета США уже невозможно обслуживать, и если администрация не примет самые решительные меры для его сокращения в ближайшее время, то произойдет катастрофа.
Поговаривают, правда, что "подвинуть" его на Пентагон помогла госсекретарь Хиллари Клинтон. Она более, чем Роберт Гейтс, была склонна поддержать военное вмешательство в Ливии. Гейтс был резко против, считая, что США и без того увязли в Афганистане и Ираке. Трудно сказать, будет ли Панетта в отношении Ливии более покладист, чем Гейтс. Скорее всего, будет.
В любом случае, сразу смены власти в вышеуказанных ведомствах не произойдет. Это все должно свершиться летом, в июне или июле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции